ПоследствиЯ событий в Баренцевом море могут отозваться на самых отдаленных участках государственно-административного переустройства в России. Инцидент с подлодкой ставит серьезные знаки вопросы по поводу самой философии реформ. В кадровом плане главные люди теперь не губернаторы и партийные лидеры, а силовики.
Президент шаг за шагом сооружает административную надстройку над губернаторами, что должно в значительной степени девальвировать их власть, нажитую за предыдущие десять лет. Ее постепенно прибирают к рукам окружные полпреды. Для успеха им приданы все имеющиеся инструменты реального властвования на местах, то есть спецслужбы. Цель обеспечить условия и механизмы для укрепления позиций военно-промышленного комплексов, сильно пострадавших за время ельцинских реформ.
Имея лишь общую установку, полпреды продолжают действовать во многом на ощупь, отвоевывая те или иные участки власти и влияния. У каждого из них в округе свой пакет специфических проблем. Но главный принцип, который они подтвердили в беседах с корреспондентом "НГ", един для всех: экономить и зарабатывать деньги, нейтрализуя губернаторов и олигархов.
Усилия по перестройке экономики из региональной в окружную власть решила подкрепить, создав окружные правительства во главе с полпредами. Вопрос, судя по всему, был решен пару недель назад. Полпреды не скрывали, что собираются возглавить такие структуры в округах и вдобавок представить к осени свои экономические программы. Правда, потом возникла заминка. Говорят, правительство долго не хотело сдавать власть полпредам, но Кремль настоял. В итоге премьер РФ Михаил Касьянов подписал постановление, которое обещает полпредам "согласовывать расположение территориальных органов министерств и ведомств со схемой размещения полномочных представительств," а также подбирать вместе с ними кадровый состав для этих структур. По существу, формирование структур по такой модели как раз и означает не что иное, как окружное правительство.
Контакт с населением, а попутно - перехват влияния губернаторов устанавливаются всеми доступными способами. Консолидация идет полным ходом. Георгий Полтавченко рискнул даже публично озвучить идею об укрупнении субъектов Федерации. А картографы не замедлили выпустить красочные карты федеральных округов, которые украшают кабинеты "семерки".
Поначалу возникающие трудности преодолевались благодаря тому, что была ясна и в основном оправдывалась общая установка. Однако злополучная авария атомохода, а равно не спадающая напряженность в Чечне и взрыв в центре Москвы знаменуют собой серьезные сбои в решающем звене возводимой системы власти и в самой идеологии, обслуживающей данный процесс. Весь многочисленный и мощный отряд силовиков пока не обеспечил эффективного решения коренных проблем, стоящих перед страной. Теперь он и сам становится источником острейших проблем. Закономерно возникает вопрос и об устойчивости "зонтика" федеральных округов, с помощью которого президент пытался если не радикально и с ходу решить, то в какой-то мере "снять" вопрос противостояния с другими реальными центрами политической и экономической власти.
Главное теперь - выводы, которые будут сделаны Владимиром Путиным и его ближайшими сподвижниками из крупных неудач и трагедий последнего времени. Могут последовать весьма неординарные тактические ходы для того, чтобы ослабить уже фиксируемый рост социального напряжения в стране, и даже - корректировка изначального курса на возвышение силового комплекса. Но, возможно, будет решено идти дальше тем же путем "до конца". В этом случае любой следующий крупный инцидент может дать толчок труднопредсказуемым и трудноконтролируемым сдвигам вплоть до возникновения серьезных кризисов власти.