0
1705
Газета Политика Интернет-версия

18.08.2000 00:00:00

Полпред президента Петр Латышев: "Я лоббирую только интересы президента"

Тэги: латышев, полпред, урал


латышев, полпред, урал Петр Латышев уверен, что сможет указать путь закона.

- ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ, спустя 90 дней после вашей "инаугурации" сложилось ли у вас более четкое представление о том, чем вы будете заниматься, какова будет концепция развития округов, чего вы хотите добиться?

- Главная цель реформирования системы власти в стране - создание таких условий жизни людей, которые бы в большей степени обеспечивали защиту их законных прав и интересов. Как бы мы ни говорили сегодня об укреплении вертикали власти и государства, в конечном итоге речь надо вести о повышении эффективности экономики. Мы хотим добиться динамичного развития экономики - от этого выиграют люди. Одним только принятием законодательных актов невозможно реально повысить уровень жизни.

- С чего вы начали оживление экономики в своем округе?

- Во время июльской рабочей поездки на Урал президент поставил перед округом совершенно конкретные задачи. Оборонный комплекс остается стержнем не только экономики Урала, но и безопасности страны. Президент назвал Урал "опорным краем державы" в плане обеспечения национальной безопасности, и прежде всего производства военной техники. Кстати, плакаты с такой надписью вы найдете во многих городах Урала.

Другие задачи определены в соответствии с имеющимся промышленным, научно-техническим потенциалом, минерально-сырьевой базой округа. Скажем, на Урале концентрируется 42% металлургической промышленности страны. В двух автономных округах сосредоточена подавляющая часть газо- и нефтедобычи.

Вместе с тем президент отметил, что мощный потенциал округа реализуется недостаточно. На сегодняшний день нас не может устроить то, как участвует Урал в экономическом развитии страны. Поэтому считаю, что на первых порах мои усилия должны быть предельно адресными. Они должны быть направлены туда, где можно и нужно добиться качественных изменений.

Один из резервов - развитие отраслей экспортной ориентации. Президент отметил, что Урал - ведущий округ, поставляющий продукцию на экспорт и, стало быть, пополняющий российский бюджет экспортной выручкой.

- Какие конкретные экспортные "адреса", кроме предприятий военной техники, вы уже выявили?

- О конфликте на Качканарском ГОКе уже, наверное, все слышали. Там идет спор между заинтересованными сторонами, претендующими на управление этим предприятием. За последний год оно не один раз переходило из рук в руки, предпринимались попытки банкротства. Я здесь вижу следующее: с самого начала конфликта не было обеспечено в полной мере выполнение федеральных законов. Здесь не сработали государственные механизмы - правоохранительные, надзорные структуры, Мингосимущество. А митинги и предпосылки к массовым беспорядкам 10 августа во многом оказались спровоцированными, по оценкам прокуратуры, неправильными действиями органов налоговой полиции. В результате выбито из колеи крупнейшее в Европе предприятие по производству стратегического материала - ванадия, который идет в том числе и на мировой рынок и приносит реальные доходы в федеральный бюджет. Сумму ущерба я со временем назову. Происшедшее обязательно получит правовую оценку. Не надо забывать и о том, что данное предприятие является градообразующим.

Другой пример. Одно из предприятий в Кургане производит лечебные биопрепараты, которые завоевали признание и свою нишу на мировом рынке. Но российское здравоохранение устойчиво сидит на импорте. За этим стоят интересы определенных групп. В ряде случаев это связано с криминалом. Огромные бюджетные деньги тратятся на импортные препараты, в то время как имеется производство, вполне способное обеспечивать внутренние потребности.

- А у вас, собственно, хватит полномочий и сил, чтобы решить эти проблемы?

- Здесь нужны последовательность и конкретные меры по повышению эффективности органов власти. Задача полпреда - обеспечить соблюдение правил игры всеми участниками хозяйственной деятельности, а также выполнение физическими и юридическими лицами возложенных на них законом обязанностей. По ГОКу и АО, выпускающему биопрепараты, я буду докладывать президенту. Ситуация достойна его внимания. Суть в том, чтобы заработанные и сэкономленные бюджетные средства направить на другие задачи, в том числе на социальные программы.

- У вас один из самых серьезных газо- и нефтедобывающих районов страны. Входит ли в сферу ваших обязанностей взаимодействие с крупными концернами, где велико участие государства, прежде всего с "Газпромом"?

- Вместе с первым заместителем министра природопользования мы работали в Ямало-Ненецком автономном округе. Мы проводили рабочие встречи и совещания с руководителями крупнейших компаний, заслушали доклад специалистов по проблемам природопользования. Серьезную озабоченность вызывает то, что не принимается необходимых мер по восстановлению минерально-сырьевой базы, в частности не ведется должными темпами разведка новых запасов. Скажем, "Сургутнефтегаз" добывает 42 миллиона тонн нефти в год и должен обеспечивать разведку, подготовку и обустройство месторождений такого же объема запасов. Пока что компания вышла лишь на 27 миллионов тонн разведанных запасов нефти в год.

Что касается газа, то в округе за несколько лет число работников геологоразведочных предприятий сократилось с 25 до 2,5 тысячи человек. В настоящее время разведочного бурения, которое смогло бы обеспечить добычу через 10-15 лет, просто нет. Введенные в эксплуатацию месторождения вырабатываются. Давление газа в пластах упало, скажем, в Новом Уренгое в три раза. Чтобы транспортировать газ в трубу, устанавливают специальные агрегаты для повышения давления.

Я встречался со всеми мэрами, руководителями местного самоуправления округа. Мы обсуждали эти проблемы, включая значительные диспропорции, которые возникли в округе. Здесь требуется серьезное государственное решение.

- Все, о чем вы говорите, должно быть предметом забот государственных институтов и частных компаний. Почему вдруг они перестали работать? Зачем понадобилась "нянька" в виде полпредов?

- Президент уже ответил на этот вопрос. У нас в стране нет порядка, неэффективно функционирует власть. Но я бы не критиковал всех огульно за то, что власть неэффективна. Сложно обеспечить реализацию функций федеральных органов власти, работая с таким количеством субъектов Федерации. Президент на моем представлении главам субъектов Федерации заметил, что у нас есть губернаторы, которые не встречались с главой государства 8 лет.

Аналогичное положение - в федеральных министерствах и ведомствах. Скажем, за 5 лет на посту замминистра внутренних дел я успел побывать только в трети регионов. Оценка обстановки формировалась на основе докладов с мест. Все мы знаем, как составляются отчеты. Более того, федеральные структуры, которые должны поддерживать порядок в регионе, постепенно интегрировались в региональные элиты. Зачастую это связано с тем, что все материальные блага они получали из рук губернатора. Скажем, как строить работу прокурору, если он получает из бюджета на бензин копейки и не может при этом эксплуатировать даже один автомобиль. А в ряде случаев органы власти субъектов или органов местного самоуправления напрямую финансируют федеральные структуры.

Я лично разберусь с этими вопросами в своем округе и подготовлю предложения, поскольку при существующей системе управления структуры на местах выполнить возложенные на них задачи не смогут. Так что можно сказать: через федеральные округа президент становится ближе к субъектам Федерации.

- Какие у вас есть рычаги влияния на бюджет? Будут ли через вас идти какие-либо решения по расходам федерального бюджета?

- В Положении о полпредах предусмотрено, что они осуществляют контроль за движением и расходованием средств федерального бюджета в округе. И с этой целью будут сформированы соответствующие окружные структуры Министерства финансов, Счетной палаты и другие. Но это не значит, что полпред свободен от контроля за расходованием средств иных уровней бюджета. С одной оговоркой: контроль за реализацией средств федерального бюджета полпред может осуществлять напрямую, а региональных и местных бюджетов в субъектах Федерации - через соответствующие федеральные структуры, которые наделены правом и обязанностью проверять. Я имею в виду налоговую полицию, Министерство по налогам и сборам, подразделения Минфина и КРУ, органы прокуратуры. Проверки областных и местных бюджетов будут носить не системный, а избирательный характер. Эта работа будет проводиться только по инициативе полпреда после соответствующего обращения к нему о нарушениях, злоупотреблениях или преступлениях.

Контроль за исполнением регионального бюджета - это задача органов власти субъекта Федерации. Задача федеральных структур - вмешиваться в эти процессы в тех случаях, когда к этому появляются законные основания.

- Обсуждали ли вы с министром Адамовым конкретные программы по развитию закрытых городов? Будут ли проплачиваться программы переобучения кадров, реализовываться коммерческие проекты на их территории?

- ЗАТО в последние годы попали в сложную ситуацию. Коммерческие структуры злоупотребляли льготами на территории этих городов, нанеся ущерб экономике страны. Я думаю, мы в ближайшее время вернемся к оптимальным формам деятельности ЗАТО там, где они сохранятся. В ряде случаев вопрос будет решаться о целесообразности статуса ЗАТО на отдельных территориях. Думаю, что многое упростится по мере укрепления экономики страны и обеспечения ЗАТО средствами федерального бюджета.

- Вы уже представляете себе, за счет чего государство сможет выполнить финансовые обязательства?

- Из пакета проблем будут выбираться наиболее приоритетные. И выбранная часть проблем будет профинансирована и решена. Остальные будут ждать своей очереди, но заведомо невыполнимых обязательств никто брать не будет. Скажем, из 67 федеральных программ на Урале останется лишь несколько или даже их наиболее важные фрагменты, связанные с обеспечением национальной безопасности, жизни и здоровья людей.

- На территории округа много исправительных колоний, лагерей, тюрем. В связи с амнистией готовите ли вы специальные меры по адаптации тех, кто выйдет на свободу, и, с другой стороны, по защите населения от возможных нарушений порядка?

- В правоохранительных органах Урала уже существует достаточно отработанная система мер по обеспечению безопасности населения при проведении амнистии. Но отдельных сбоев я исключить не могу. Если потребуется дополнительный комплекс мер, то это будет организовано.

- Одна из отличительных черт округа - относительно самостоятельные и энергичные СМИ. Скажем, Екатеринбург имеет 16 телеканалов. Острая конкурентная борьба за влияние на прессу разворачивается между различными группировками региональных элит. Собираетесь ли вы брать под контроль и этот участок?

- Создание информационного пространства в округе - одна из моих приоритетных задач. Деятельность полпреда и его аппарата должна быть понятна и прозрачна. Проблема в том, как довести до населения информацию и обеспечить обратную связь при наличии такого количества СМИ на информационном рынке. Поэтому с министром печати Михаилом Лесиным мы запланировали провести в округе во второй половине сентября специальное совещание. На нем будут обсуждаться формы обеспечения журналистов информацией, организация взаимодействия и другие вопросы.

- Как вы собираетесь лоббировать интересы регионов своего округа?

- Я исхожу из того, что полномочный представитель президента не лоббист и им не будет. Его задача - организовать работу по реализации внутренней и внешней политики президента. Речь идет не о том, чтобы решить вопрос в интересах отдельного региона, а о том, чтобы это соответствовало прежде всего интересам страны. Если уж возник такой термин - лоббирование, то я лоббирую только интересы президента, все, что связано с укреплением единства страны и государственной власти, созданием единого правового и экономического пространства. И напротив, я не лоббирую интересов региональных структур власти, хотя в результате моих усилий должны выиграть и Федерация, и ее субъекты в отдельности.

- Вы бы поставили вопрос о передаче Пермской области, которую вы хорошо изучили за 20 лет службы, в состав Уральского округа? Многие считают это целесообразным с учетом экономической географии и историко-культурных традиций. Вообще допустима ли корректировка границ федеральных округов?

- Я бы не возражал против такого решения. Действительно, географически Пермская область образует со Свердловской компактный регион - от Екатеринбурга три с половиной часа на автомобиле. Также удобно это с точки зрения координации государственных структур и промышленных предприятий, особенно с тесными связями, как, например, в оборонном комплексе. Но деление страны на округа не предполагало приближения их к сложившимся экономико-географическим районам или межрегиональным ассоциациям экономического взаимодействия. Сетка федеральных округов решает иные задачи. Кроме того, определение границ округов находится в исключительной компетенции президента. Он принял такое решение - и мы его выполняем. Поэтому мне представляется достаточно проблематичным осуществлять новый "передел" границ. Федеральные округа не воздвигают препятствий между соседними регионами, оказавшимися по разные стороны окружных границ.

- Но жизнь-то, и социальная, и экономическая, и государственная, приноравливается к новым границам, госструктуры выстраиваются под новые округа.

- Созданием округов мы не разрываем страну на семь сепаратных, самодостаточных частей. Напротив, это предполагает укрепление и оптимизацию межсубъектных связей, сотрудничества, взаимодействия.

- Как вы относитесь к упразднению сложносоставных субъектов Федерации? В руководстве многих автономных областей ведутся разговоры о том, чтобы отказаться от статуса субъекта и вернуться в состав "материнской" области. У вас в округе - ситуация особая: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа гораздо богаче самой Тюменской области. Если будет принято общее для АО решение, не окажут ли их руководители сопротивления?

- Проблема сложносоставных субъектов действительно в последнее время активно обсуждается. По этому поводу существует ряд оценок. В Тюменской области она имеет свою специфику, поскольку все три субъекта самодостаточны. Оба АО - ведущие в стране районы газо- и нефтедобычи. Но и Тюменская область - не дотационная. Общественная жизнь сложносоставных субъектов содержит некоторые парадоксы. Скажем, губернатора Тюменской области выбирает население и области, и АО, а компетенция его власти распространяется лишь на территорию области. В то же время областная Дума состоит в том числе из депутатов от АО. Вместе с тем сложившаяся ситуация не дестабилизирует обстановки ни в области, ни в округах. Поэтому я бы не педалировал процесса объединения. К этим проблемам надо подходить с правовых позиций. Свое слово должны сказать правоведы. У меня уже были встречи и с главами этих субъектов, и с представителями нефтяных и газовых компаний, которые там работают и где эти проблемы затрагивались.

- Как вы собираетесь решать проблему защиты интересов малых народов и широкомасштабную деятельность российских сырьевых монополий? Скажем, Норильск с предприятиями в свое время был полностью выведен в специальную хозяйственную зону, которая подчинена Красноярску, с тем чтобы более эффективно решать проблемы культурной автономии.

- К сожалению, государственная структура, которая занималась защитой интересов малых народов Севера - Государственный комитет по делам Севера, - ликвидирована. Она вошла в качестве подразделения в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики. Сколь эффективно оно будет решать задачи, мне пока оценить трудно. Поэтому этот вопрос будет предметом моего пристального внимания.

- Будете ли вы создавать совет губернаторов в округе?

- Я с большим уважением отношусь к главам субъектов. От их действий во многом зависит успех задуманной реформы. В Уральском федеральном округе - это люди многоопытные, снискавшие доверие избирателей. По многим вопросам мы уже активно сотрудничаем с губернаторами. Думаю, что такой консультативный орган был бы очень полезен.

- Как вы оцениваете шансы конструктивной оппозиции в округе? Поддержат ли ее губернаторы?

- Наши губернаторы находятся на госслужбе. Их деятельность должна соответствовать законам Российской Федерации. Не думаю, что они могли бы поддержать чью-либо позицию, идущую вразрез с политикой президента или Конституцией РФ. Так или иначе законность действий губернаторов будет предметом пристального внимания аппарата полпредов. Мы должны помочь губернаторам избежать ошибок.

- Где живет ваша семья?

- Жена и сын сейчас находятся в Москве. В Екатеринбурге пока не все готово для жилья и работы. Там есть временная резиденция, где я останавливаюсь, когда там бываю. Но на первых порах больше недели в месяц проводить в столице округа у меня не получается. Думаю, что мой рабочий ритм до конца года будет складываться так: треть месяца в Екатеринбурге, остальное время в субъектах округа и в Москве. Это совершенно необходимо, чтобы изучить реальные проблемы каждого субъекта, познакомиться с его руководством - как говорится, органично войти в жизнь территорий. С другой стороны, мне нельзя оторваться и от Москвы, где в основном приходится согласовывать и принимать решения. На следующей неделе на местах приступят к своей работе в полном объеме мои заместители. Думаю, что такая модель на ближайшие несколько месяцев оптимальна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1132
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1920
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
1958
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2763

Другие новости