0
683
Газета Политика Интернет-версия

17.08.2000 00:00:00

Наступление на Москву продолжается

Тэги: кремль, лужков


кремль, лужков Наказывая московского мэра за излишнюю "строптивость", федеральный Центр может фактически наказать москвичей.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ПОХОЖЕ, что затянувшийся конфликт между московскими властями и федеральным Центром перешел в качественно иную стадию. Центральная власть уже предприняла целый ряд шагов, которые расценены наблюдателями как попытка если и не отстранить московского мэра, то, по крайней мере, существенно ослабить его позиции. Широкомасштабное наступление на Москву ведется как по линии правоохранительных органов (МВД обнародовало список находящихся под следствием московских чиновников), так и силами экономического блока правительства России. Заявление вице-премьера Алексея Кудрина о необоснованных налоговых льготах, предоставленных московским правительством столичным предприятиям - только в этом году на сумму 10 млрд. долларов, - поставило Юрия Лужкова в сложное положение. После обвинения в финансовой бесхозяйственности столичному градоначальнику уже трудно рассчитывать на понимание Центра в вопросе о субвенциях, то есть выплатах федерального Центра Москве за выполнение столичных функций.

Сейчас, как известно, одной из главных целей государственной политики провозглашается выстраивание единого правового пространства России, выражением чего служит борьба полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко за окончательную отмену регистрации в Москве. Финансово-экономические вопросы тоже могут перестать быть исключительной прерогативой городских властей. Работающая (надо сказать, не без успеха) в Москве экономическая модель, основанная в значительной мере на патернализме и бюрократическом регулировании, не вписывается в либеральные проекты российского правительства. Лозунги прозрачности экономики и сокращения до минимума всевозможных льгот становятся весьма удобным инструментом в руках федерального Центра, заинтересованного в сокращении экономических (а значит, и политических) возможностей такого сильного регионального лидера, каким все еще является Юрий Лужков.

Результаты встречи (вернее будет сказать - переговоров) мэра Москвы Юрия Лужкова и вице-премьера Алексея Кудрина позволяют сделать вывод о том, что московскому руководителю все же пришлось пойти на уступки федеральным властям. О помощи Центра в уплате внешних долгов столицы речи уже не идет - Алексей Кудрин просто пообещал рассмотреть вопрос о выделении Москве на эти цели 8 млрд. рублей. Столичному градоначальнику пришлось согласиться и с необходимостью сокращения налоговых льгот, предоставленных московским предприятиям. В актив себе мэр Москвы может записать разве что обещание Алексея Кудрина согласовать вопрос о потерях Московского дорожного фонда в результате принятия второй части Налогового кодекса отдельно, вне рамок общей трехсторонней комиссии, которая будет рассматривать проект бюджета на 2001 год. При этом стороны не согласны в оценках сумм, которые теряет Москва в результате последних налоговых нововведений, - правительство называет цифру в 30 млрд. рублей, а Юрий Лужков говорит о 45-47 млрд.

Интрига между вице-премьером Алексеем Кудриным и московским мэром Юрием Лужковым, пытающимся сохранить за своим городом привилегированное финансовое положение, у многих наблюдателей вызывает неподдельный интерес еще и потому, что только 15 регионов-доноров могут хоть как-то торговаться за право распоряжаться своими средствами, и если Москва потерпит поражение, то белый флаг придется выкидывать и остальным субъектам Федерации. Пока в рамках краткосрочной перспективы счет явно в пользу правительства РФ. Но формирующийся сейчас проект московского бюджета-2001 содержит в себе некоторые подводные камни, которые дадут о себе знать к следующим парламентским выборам. И в долгосрочной перспективе лобовое противостояние Центра и регионов может оказаться невыгодным именно Центру. Ясно, что при сокращении расходной части регионального бюджета представители субъектов Федерации осознанно или вынужденно будут сокращать и социальные выплаты, и в том, что Центру удастся адекватно заменить местные власти, многие эксперты сомневаются. Перераспределение расходов между субъектом Федерации и федеральным Центром заставляет сегодня Мосгордуму существенно урезать затраты на ряд проектов и программ. Пока Юрий Лужков предлагает правительству РФ полностью взять на себя выплаты по пособиям на детей, пособиям по безработице, а также расходы, связанные с выполнением Закона "О ветеранах".

По мнению вице-премьера Алексея Кудрина, в 2001 году соотношение доходов федерального Центра и бюджетов регионов составит пропорцию 56,4 к 43,6 независимо от того, является ли регион донором или реципиентом. Однако в Москве полагают, что Центру достанется 68%, а регионам - только 32%. Частично компенсировать потери, например, от налога с оборота, столица рассчитывает за счет резкого повышения поступлений от налога на прибыль. Однако, как полагают эксперты, снижение количества льготных инвестиционных программ вполне может привести к свертыванию некоторых сфер деятельности. Во всяком случае, рост безработицы при нынешних уровне инвестиций муниципалитета и доле социальных расходов в Москве к 2003 г. увеличится с 0,7% до 0,99% при самой благоприятной экономической конъюнктуре.

Весьма неоднозначно относятся столичные власти и к идее Центра "обменять" АЗЛК на субвенции. В лагере московских политиков существует по меньшей мере два мнения относительно столь "щедрого" подарка федерального правительства. В то время как мэрия давно и настойчиво интересуется пакетом в 59% акций (он находится в управлении у Фонда федерального имущества), Мосгордума также настойчиво выступает за сокращение доли инвестиционной программы в городском бюджете. В частности, председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Михаил Вышегородцев выражает большие сомнения в возможности благополучно "протащить" через московский парламент решение потратить 6 млрд. руб. целиком на акции АЗЛК. До сих пор дивиденды, полученные в результате инвестиций, были совершенно несоизмеримы с вложениями: так, в 1999 году участие в акционерных обществах обошлось городу в 500 млн., а доходы составили всего 45 млн. рублей. Вышегородцев считает, что единственным источником быстрой прибыли для города в случае получения завода станет его фактическая распродажа, а именно выведение и продажа части заводских площадей под жилищное строительство.

Столичные законодатели далеко не всегда могут настоять на приоритете своей позиции. Так, в этом году московские думцы опять планируют составить прозрачный бюджет, в котором надеются подробно, постатейно расписать доходную и расходную части, как это давно делают в Санкт-Петербурге. (Кстати сказать, кредитный рейтинг Питера в Европе благодаря подобной аккуратности выше московского.) Москве позарез нужны кредиты. Поскольку выплаты по внешним заимствованиям будут держать столицу на коротком поводке и в 2001 году (предстоит уплатить 16 млрд. 337 млн. рублей.), то мэрия попыталась разместить свои облигации на внутреннем рынке. И дважды получила отказ Минфина под благовидным предлогом несоответствия регионального законодательства федеральному: бюджет города не соответствует бюджетной классификации. Так или иначе, но окончательный расклад с региональными финансами станет ясен только после внесения федерального бюджета в Госдуму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2558
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3174
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2348
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4158

Другие новости