РОВНО через месяц состоится первое пленарное заседание Государственной Думы, с которого и начнется вторая - осенняя - сессия третьего созыва нижней палаты Федерального собрания. Никаких явных изменений в ее структуре, очевидно, не произойдет: все шесть фракций и три группы останутся на своих местах. Тем не менее внутри депутатских образований, скорее всего, произойдут некоторые подвижки, связанные с перераспределением влияний и предпочтений. Главным критерием, на основании которого и можно будет судить, произошло ли изменение политической структуры тех или иных фракций и групп или нет, станет, безусловно, их отношение к законодательным инициативам президента и правительства.
Предыдущая сессия Думы показала, что пожелания Кремля и Белого дома на Охотном Ряду воспринимались если не как категоричные приказы, то, во всяком случае, как руководство к безусловному действию. Запас поддержки исполнительной власти среди депутатов был таким значительным, что даже позволял различным группировкам внутри и вокруг этой самой власти вести в стенах нижней палаты свои отдельные "игры", часть из которых заканчивалась довольно успешно. Весьма показательным примером может служить дискуссия вокруг установления единого социального налога, когда законодатели пошли дальше того, что предложило правительство, и отобрали у Пенсионного фонда право самому собирать деньги с предприятий, чем немало огорчили представителей "ельцинского набора" в президентской администрации. Ресурса поддержки действий Кремля и Белого дома хватило и на одобрение Налогового кодекса, и на утверждение трех путинских законов, направленных на изменение конфигурации федеральной и региональной властей, хотя и здесь временами случались определенные сбои.
Существование в исполнительной власти различных "групп влияния" отражалось прежде всего на деятельности строго прокремлевских и проправительственных фракций "Единство" и "Народный депутат". Объединение Геннадия Райкова уже пыталось проявить строптивость - в ходе дебатов вокруг того же единого социального налога, что потребовало непосредственного участия в уговорах высоких кремлевских чиновников. В "Единстве" за более чем полгода его думского существования также не обошлось без перемен. Во-первых, судя по всему, влияние во фракции формального лидера этого движения Сергея Шойгу значительно ослабло. Во-вторых, в этом депутатском объединении растет недовольство стилем руководства, которое очень напоминает старые советские времена. По сведениям из различных думских источников, "Единство" уже начало расслаиваться по крайней мере на две составляющих: к первой относятся те думцы, которые полностью зависят от милости своих кураторов из Кремля и поэтому согласны и дальше делать все, что им оттуда прикажут, а ко второй - более или менее самодостаточные с политической, финансовой или профессиональной точек зрения фигуры, которых явно тяготит тот факт, что многие решения принимаются без учета их мнения. Что же касается "Народного депутата", состоящего из депутатов, избранных в одномандатных округах, то их поведение, очевидно, станет меняться тем больше, чем ближе дата очередных выборов в Государственную Думу.
Можно предположить, что хотя этой осенью влияние Путина и его правительства в "родных" для них фракциях и не уменьшится катастрофически, но безоговорочной поддержки от них добиваться будет уже сложнее. И, как представляется, в их взаимоотношениях должен усилиться "торговый" аспект. Возможно, весьма непросто будет проводить через этот думский блок именно финансовые законопроекты, которым в реформе Путина уделяется основное внимание. Правда, данные осложнения всегда можно компенсировать возросшим уровнем поддержки таких законодательных инициатив со стороны правого крыла Госдумы - прежде всего фракций СПС и в меньшей степени "ЯБЛОКА" - если, конечно, эти инициативы будут в достаточной мере либеральны по своей сути.
Самая сложная ситуация в настоящий момент возникла внутри "ЯБЛОКА". В этой фракции сейчас можно выделить три слоя. Первый - это преданные сторонники своего лидера, готовые поддерживать его в любом случае. Второй - те, кто настаивает на безоговорочном слиянии в единую мощную структуру с другими правыми партиями и движениями и, прежде всего, с СПС. Для представителей этого внутрифракционного течения, очевидно, не слишком важно, будет с этим согласен Григорий Явлинский или нет. Третья группировка "яблочников", состоящая из людей более или менее самостоятельных, в принципе никаких союзов не отвергает, но, видимо, хотела бы, чтобы они были более равноправными. Представители этой группы не слишком довольны позицией Явлинского, который, с одной стороны, от активной политической деятельности фактически устранился, а с другой - по некоторым слухам, активно предлагает свои услуги исполнительной власти для работы в ней самой. Короче говоря, партия для третьей группы "яблочников" важнее лидера, потому что без него ею легче маневрировать.
К уже объявленному союзу с СПС два последних слоя "ЯБЛОКА" в общем относятся положительно, однако и внутри самого "Союза правых сил" не все так просто. Сейчас происходят явный отход и фракции, и самого движения от прежней политики стратегической поддержки Владимира Путина, которую проводил Сергей Кириенко. Нынешний лидер СПС Борис Немцов более склонен к свободомыслию, что требует от его партнеров из Кремля большей уступчивости. Кроме того, в СПС все большее влияние стал приобретать Егор Гайдар, а следовательно, и его сторонники, занимающие довольно много ключевых постов в думской фракции. "Гайдаровцы" никогда не станут поддерживать власти в их стремлении усилить правоохранительные органы, что вносит определенные сложности в составляемые сейчас президентом и правительством планы.
Что же касается депутатских объединений ОВР и "Регионы России", то степень их сопротивления действиям Кремля и Белого дома, очевидно, станет зависеть от позиции тех региональных лидеров, на территории которых избирались те или иные входящие в их состав законодатели. В ОВР, правда, ситуация выглядит менее четкой из-за того, что, с одной стороны, его лидер Евгений Примаков, очевидно, поддерживает с Владимиром Путиным хорошие отношения, а с другой - "прилужковская" часть этой фракции очень сильно зависит от переменчивых настроений своего патрона.
В весьма сложном положении оказались и думские левые. Для того чтобы сохранить и дальше статус настоящей оппозиции режиму, им, без сомнения, надо время от времени входить с ним в серьезную конфронтацию. Однако поводов для такого рода действий у коммунистов и их союзников, скорее всего, будет не слишком много. Дело в том, что Владимир Путин перенял у КПРФ значительную часть ее риторики и даже принялся осуществлять ряд ее идей. Левым остается надеяться только на то, что власть ошибется при проведении земельной и социальной реформ и тогда им представится хороший повод для критики. Правда, ресурсов для того, чтобы такая критика переросла в нечто большее, у думских коммунистов явно недостаточно - так же, как недостаточна и степень их однородности. Многие левые депутаты уже перешедшие, как к этому долго призывал их сам Геннадий Зюганов, на "государственнические" позиции и забывшие о своих идеологических корнях, готовы сегодня поставить именно на Путина, а не на своего лидера.
Таким образом, в ближайшие несколько месяцев расклад в Государственной Думе, скорее всего, существенно не изменится. Президент и правительство по-прежнему будут пользоваться в ней такой поддержкой, которой будет вполне достаточно для осуществления ими различных своих планов. Однако можно предположить, что поддержка эта станет обходиться Кремлю и Белому дому существенно дороже - и в политическом, и в меркантильном смыслах этого слова.