НАЛОГИ - это проблема почти вечная, чего не скажешь о налоговых ставках - предмете довольно изменчивом, а в российских условиях и вовсе непостоянном. Предложив весной этого года достаточно радикальную налоговую реформу, правительство в качестве одной из своих целей декларировало установление для налогоплательщиков устойчивых и понятных правил поведения. Но похоже, что это вновь не получится.
Одной из наиболее впечатляющих новаций являлось введение единой ставки подоходного налога в 13%. Правительство и поддержавшая его Дума фактически превратили Россию в государство, которое весьма терпимо относится к доходам своих граждан - своеобразный "рай для богатых". Казалось, нужно только немного подождать, и в Россию, словно в какой-нибудь тропический офшор, устремятся зарубежные бизнесмены, желающие воспользоваться либерализмом местного налогового законодательства. Впрочем, сами разработчики реформы обращали внимание не на это - их главным аргументом служил тот факт, что большинство состоятельных граждан современной России не спешат платить подоходный налог по высоким ставкам. Если же государство уравняет шкалу налога по минимальному уровню, то и налогоплательщик, со своей стороны, начнет постепенно выводить доходы из тени, что приведет к повышению реальных налоговых поступлений в казну.
Здесь и заключается слабое место в расчетах правительства. Если другие составляющие налоговой реформы, такие, как отмена налогов с оборота или повышение акцизов на топливо, начинают действовать более или менее автоматически, сразу после соответствующих изменений в законодательстве, то предполагаемый эффект от единой ставки подоходного налога напрямую зависит от доверия общества к проводимой государством политике. Между тем сделанные в последнее время высокопоставленными чиновниками заявления могут полностью лишить смысла пресловутые 13%, которые, оказывается, всего лишь временная ставка. Уже 28 июля, через два дня после утверждения Советом Федерации второй части Налогового кодекса, вице-премьер Илья Клебанов так выразился о единой ставке: "Наверное, это мера не может быть долгосрочной". А на днях профессиональный налоговик, заместитель министра по налогам и сборам Виктор Зубков доказывал в Архангельске, на совещании руководителей управлений МНС Северо-Западного федерального округа, достоинства прогрессивного налогообложения доходов. "Нельзя уравнивать тех, кто имеет 30 тысяч рублей в год, и того, кто получает 30 миллионов. Это несправедливо".
Наверное, Виктор Зубков прав. Трудно поверить, что столь низкий подоходный налог приживется в России, где государство издавна привыкло осуществлять перераспределение доходов между различными социальными группами. Но, объявляя открыто о временности единой ставки, правительство уподобляется фирме, которая, выпуская на рынок акции под конкретный проект, тут же во всеуслышание объявляет о его ненадежности. Трудно рассчитывать, что граждане, укрывающие доходы, поспешат открыть их, зная, что вскоре им придется платить по высоким ставкам. Тем более что теперь открывается большой простор для различных спекуляций относительно сроков действия минимальной единой ставки. Многообещающая реформа может завершиться ничем, и возврат к прогрессивной шкале налога будет со стороны правительства просто признанием поражения.