ИТАК, губернаторы поддержали идею создания Госсовета. Правда, что будет делать этот орган, пока никто придумать не смог.
Госсовет, в котором станут заседать бывшие сенаторы, будет существовать наряду с СФ. Предполагается даже некая, пока не оговоренная, законодательная база для его существования. Не исключено, что собрание губернаторов сможет стать еще одним центром власти. Что бы ни было написано в Конституции, политически губернаторы являются и еще долго будут являться весьма влиятельной силой. И игнорировать их не сможет даже самый авторитетный президент.
Губернаторы частично восстанавливают статус и возможности для лоббирования своих интересов на самом высоком уровне. Кроме того, они могут больше не заниматься законотворческой рутиной, которая в последнее время и так сведена к минимуму. В то же время они по-прежнему вполне в состоянии оказывать влияние на самые важные государственные процессы в стране.
Путин тоже оказался в выигрыше. Протянув руку губернаторам, он проявил готовность к компромиссу. Президент показал себя не беспощадным гонителем "боярских вольностей", каким мог показаться по итогам парламентской сессии. К тому же появление Госсовета - своего рода противовес полномочным представителям президента, если вдруг кто-то из них станет набирать слишком большую силу.
Похоже, Владимир Путин начинает выстраивать свою систему сдержек и противовесов. Она не напоминает ельцинскую по форме, но зато полностью соответствует ей по содержанию. Суть ее в том, что никто не должен быть слишком сильным. Создав институт полпредов и предложив изменить принципы формирования Совета Федерации, Владимир Путин ослабил губернаторов и усилил центральный аппарат и собственную администрацию. Теперь он слегка добавил ресурса губернаторам. При всей разноголосице они не против. В конце концов, кому не нравятся доброе слово и уважение?
Госсовет в ходе федеративной реформы может стать существенным инструментом влияния руководителей регионов. По словам председателя верхней палаты, оформились две главные концепции Госсовета. Первая, поддержанная Егором Строевым, предполагает слияние Совета Федерации и Госсовета в единую палату законодательного органа, где заседали бы главы всех субъектов Федерации, чтобы не обижать "ни большие, ни малые народы, так как все обладают одинаковыми правами".
Вторая концепция, которую продвигает, в частности, питерский губернатор Владимир Яковлев, ориентирована на то, что Госсовет и сенат будут функционировать отдельно. На взгляд питерского градоначальника, Госсовет должен быть самостоятельным конституционным органом. Поэтому в него не следует включать глав местных законодательных собраний. Возглавить же его нужно президенту. Оба варианта едины в следующем. Пока Конституция не будет изменена, Госсовет станет существовать как консультативный орган при президенте, занимающийся стратегией экономического развития страны. Там могут обсуждаться бюджет до его внесения правительством в Думу, кандидатуры генпрокурора и судей, регулироваться отношения между субъектами Федерации.
Госсовет уже с начала своей деятельности может заняться предварительной проработкой проектов законов и указов по наиболее важным для страны вопросам. В перспективе Госсовет способен стать органом согласования планов по необходимому укрупнению субъектов Федерации. Верхняя палата, собственно, и возникла как логическое завершение Госсовета образца 1991 г., получив конституционное оформление под названием Совета Федерации. Теперь все возвращается "на круги своя". Правда, вопрос о том, есть ли здесь развитие, остается открытым.
Будет ли Госсовет обладать конституционными или консультативными функциями? Дискуссия по этой проблеме не существенна. Поскольку он действует при президенте, только глава государства способен сделать его влиятельным или второстепенным. Главная сложность в отборе членов Госсовета. Мест пока ведь только 20.
Должны ли присутствовать там все субъекты Федерации? Да, ответ должен быть именно таким. В случае ущемления хотя бы одного субъекта Федерации нарушается статья 5 Конституции РФ. Согласно Основному закону, все 89 федеративных субъектов как юридически, так и политически равноправны. Если членов Госсовета отбирать по неконституционным критериям - национальному, геополитическому, географическому, экономическому, неизбежен глобальный конфликт на национальной почве. Одни области будут представлены, другие нет. Еще хуже, если одни нации будут представлены за счет других.
Президент не спешит корректировать Конституцию. Поэтому Госсовет немедленно начнет свою работу лишь в качестве консультативно-совещательного органа. Если не изменять статьи 1 и 2 Конституции РФ, на чем настаивают президент и руководство СФ, данный орган будет создан указом президента как минимум для работы в период мягкой ротации верхней палаты, то есть до 1 января 2002 г.
Дальше известно два варианта. Во-первых, слияние СФ с Госсоветом в единую палату Федерального собрания. Во-вторых, наличие двух отдельно существующих органов. Первый вариант имеет больше прав на существование, поскольку дублирование важнейших институтов власти противоречит президентской системе властной вертикали.
Сенаторы не стали жестко противостоять ее выстраиванию. Их политическая выдержка во многом связана с продуманными действиями руководства СФ. Протокол августовского внеочередного заседания Совета палаты в редакции, приемлемой для президента, подписан председателем СФ и без затяжки отправлен в Кремль. Итоги валдайской встречи президента и губернаторов, а также протокол являются достаточным основанием для того, чтобы Владимир Путин уже в ближайшие дни издал указ о создании Госсовета.
Поскольку он станет действовать при президенте, Владимиру Путину нет смысла его возглавлять. Учитывая важную роль спикера верхней палаты в выработке компромисса между руководителями регионов и Кремлем, а также возможное слияние СФ с Госсоветом, Егор Строев в будущем может стать его председателем.