КОГДА на последней пленарной сессии Госсовета Татарии один из депутатов предложил создать комиссию, которая занялась бы приведением местных законов в соответствие с федеральными, в зале едва не разгорелся настоящий скандал. Продемонстрировав абсолютную преданность сидевшему в президиуме президенту Татарстана (Минтимер Шаймиев не пропускает ни одной сессии), этой московской идее дали отпор. В свою очередь, Шаймиев, известный своей осторожностью, предложил депутатам сессию перенести, чтобы посмотреть, какие шаги предпримет в этом направлении Москва.
Самое дефицитное издание в Казани - текст Конституции Республики Татарстан, которого нет ни в одном книжном магазине. Конституция Российской Федерации - пожалуйста, в твердом и мягком переплете, с комментариями, есть даже посвященные федеральному Основному закону энциклопедические словари, а вот Основного закона субъекта Российской Федерации под названием Республика Татарстан продавцы давным-давно в глаза не видели. Двухсотстраничную брошюру на татарском, русском и почему-то английском языках мне выдали только на время в пресс-центре Госсовета республики. Издана она была тиражом всего лишь в тысячу экземпляров. Создавалось впечатление, что власти Татарстана просто-напросто скрывают от своего народа текст Основного закона. При внимательном изучении Конституции приходишь к выводу, что им действительно есть что скрывать.
Начать с того, что принятая 6 ноября 1992 г. Конституция Республики Татарстан - это Конституция независимого государства, о чем без обиняков свидетельствует 1-я ее статья: "Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан". Российская Федерация в Конституции Республики Татарстан, конечно же, упоминается. Два раза. И вот в каком контексте: "Граждане Республики Татарстан обладают гражданством Российской Федерации - России" (ст. 19), "Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения" (ст. 61). Авторство новеллы об ассоциированном государстве принадлежит доктору международного права Василию Лихачеву, тогдашнему вице-президенту Татарии, а ныне представителю Российской Федерации при Европейских сообществах. Итак, субъект международного права под названием Республика Татарстан ассоциирован с Россией на основе Договора. Но Конституция Российской Федерации не предусматривает возможности нахождения в составе Российской Федерации ассоциированного государства. Статус ассоциированного государства и статус субъекта Федерации, каковым де-факто и де-юре является Республика Татарстан, не согласуются друг с другом.
А вот как говорится о свободе слова в Конституции Республики Татарстан (статья 40): "Каждый гражданин Республики Татарстан вправе свободно получать и распространять достоверную информацию о всех сферах внутригосударственной и международной жизни, включая вопросы правового статуса личности". Соответствующая статья Конституции Российской Федерации звучит по-другому (п. 4 ст. 29): "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Существенная разница здесь заключается в том, что гражданин Российской Федерации наделен правом искать, получать и т.д. любую информацию, а гражданин Республики Татарстан - только достоверную. Но кто наделен правом определять, достоверная или недостоверная информация распространяется среди граждан Татарстана? На практике такие вопросы отдаются на рассмотрение чиновникам, что иначе чем цензурой не назовешь. Кстати, а что такое "вопросы правового статуса личности"? Не те ли это вопросы, о которых в ст. 24 Конституции Российской Федерации сказано так: "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается"? Но подобной нормы Конституция Республики Татарстан не содержит.
Можно было бы утешиться уже цитировавшейся выше ст. 19 местного Основного закона: "Граждане Республики Татарстан обладают гражданством Российской Федерации - России". Но ст. 59 перечеркивает ее: "Законы республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан". Оказывается, у Татарстана, как и у любого независимого государства, есть-таки международные обязательства! Вот как звучит ст. 62 Основного закона этого субъекта международного права: "Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права".
Неизвестно, принципами какого права руководствовались создатели Конституции Республики Татарстан, но законодательную власть они круто замесили на исполнительной, обязав всех глав всех районов и городов республиканского подчинения быть депутатами местного парламента - Госсовета. Таких в Госсовете последнего созыва более шестидесяти, да еще десяток их заместителей. Кроме того, главы районов и городов становятся еще и председателями соответствующих Советов народных депутатов. Главы местных администраций идут в депутаты от так называемых административно-территориальных округов. Все остальные - от территориальных. Статья 84 Конституции Республики Татарстан гласит: "Депутат, избранный в Государственный Совет Республики Татарстан от административно-территориального избирательного округа, осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью". Иначе говоря, главы местных администраций так главами и остаются, они наезжают в Госсовет от силы раз в два-три месяца. Но и другие депутаты, избранные от территориальных округов, не очень-то хотят протирать в Госсовете штаны. Например, премьер-министр, который обязательно становится в Татарии депутатом. Ну разве он поменяет свое служебное удостоверение на депутатский мандат? Между тем в Госсовете нынешнего созыва сосредоточен едва ли не весь директорский корпус Татарии, хотя задумывался парламент как профессиональный.
Конституция Республики Татарстан принята всего шесть с половиной лет назад. И с тех пор она писана-переписана, причем втайне от народа, от имени которого и принималась, в угоду невероятно расплодившегося за эти годы чиновничества. Понятно, что чиновничество, заполонившее собой Государственный Совет Татарии, не желает ничего в этой Конституции менять.
Казань