Архиереи молятся перед началом Собора в храме Христа Спасителя.
Фото Владимира Суханова (НГ-фото)
АРХИЕРЕЙСКИЙ Собор Русской Православной Церкви единогласно принял решение канонизировать императора Николая II и членов его семьи.
К лику святых причислены Николай II, императрица Александра, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Определение Архиерейского Собора гласит: "В последнем православном российском монархе и членах его семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, их мученической кончине в Екатеринбурге... был явлен свет всепобеждающей веры Христовой".
После канонизации последнего императора, отрекшегося от престола под давлением народа, РПЦ больше не может говорить о своем "неучастии в политике". Совершенно очевидно, что, несмотря на попытки председателя комиссии по канонизации митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия представить канонизацию Николая не "как политика, а как просто человека", большинство православных верующих будет воспринимать эту канонизацию именно в политическом контексте.
На сегодняшний день у Московской патриархии нет серьезных информационных ресурсов, которые могли бы помочь верующим утвердиться в "неполитическом восприятии" святости Николая. Поэтому тот поток псевдоправославной пропаганды, которая призывает граждан России к массовому "покаянию в грехе цареубийства", намекает на масонско-либеральный заговор против "самодержавия, православия и народности" и совершенно открыто говорит о ритуальном убийстве царя, будет доминировать.
Московская патриархия сделала очередную уступку национал-православию. Участники Собора не приняли во внимание серьезные свидетельства о том, что Николай участвовал в спиритических сеансах (как это отмечено в воспоминаниях французского посланника при его дворе Мориса Палеолога) и, в частности, "вызывал" дух своего отца Александра III. Не были учтены и обвинения в адрес Николая, связанные с его ролью в развязывании мировой войны, в которой бессмысленно, ради интересов Антанты, погибли миллионы его подданных. Не обратили внимания епископы и на множество других фактов, сомнительных с точки зрения святости.
На основании формулировки епископата РПЦ можно канонизировать практически любого политического деятеля, если обращать внимание только на то, хороший он был человек или нет.
Следующим логичным шагом Московской патриархии на пути уступок национал-православной истерической мифологии, связанной с возвеличиванием монархии как общественного идеала, будет канонизация Распутина.
Выгодна или нет эта канонизация для власти? Игры с монархизмом были затеяны еще при Ельцине для того, чтобы выходцы из партноменклатуры смогли проклясть свое "секретарское прошлое" и перебросить исторический мостик в дореволюционную эпоху. Но путинская Россия - государство иного плана. Канонизация царя ставит перед властью серьезные проблемы - на смену национал-коммунистической зюгановской оппозиции скоро придет национал-православная монархическая оппозиция. Вчерашние маргиналы получают серьезную поддержку авторитета епископата РПЦ, фактически канонизировавшего вчера монархическую утопию. Выгодно ли это Путину в ситуации нарастающей конфронтации с либеральным Западом - покажет время.
* * *
Как заЯвил, выступая на открытии Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, "...Церковь обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни... Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова...".
В своем докладе "Русская Церковь на рубеже веков", посвященном в основном оценке жизни РПЦ в период после Архиерейского Собора 1997 года, Его Святейшество затронул наиболее актуальные проблемы современной Русской Церкви, а также стоящие перед ней задачи.
Отметив, что, несмотря на все трудности, возрождение церковной жизни продолжает успешно развиваться, Алексий II подчеркнул необходимость совершенствования церковного управления. Способствовать этому совершенствованию должна новая редакция Устава об управлении Русской Православной Церкви, которая будет рассмотрена на Соборе. Необходимость внесения изменений в прежний диктовалась прежде всего тем, что он был принят еще в советскую эпоху и церковная жизнь согласно ему соотносится с особенностями государственного устройства СССР.
Серьезной проблемой современной церковной жизни, по словам Святейшего Патриарха, является тенденция к обособленности, наблюдаемая во многих епархиях РПЦ, когда приходы, занятые преодолением трудностей экономического характера, совершенно замыкаются в себе, живут в своем мирке, отрываясь от живого общения с соседними приходами и епархиальным архиереем. Такое положение чревато превращению Церкви в конгломерат отдельных образований.
Чтобы этого не случилось, по мнению Его Святейшества, необходимо налаживание обмена информацией и оперативной связи епархий с центром с использованием современных коммуникационных технологий. Святейший Патриарх подчеркнул, что за прошедшие десять лет церковного возрождения накоплен немалый, порой поистине уникальный опыт церковного строительства, организации епархиальной и приходской жизни. По его мнению, было бы очень полезно, чтобы после соответствующей систематизации этот опыт был востребован в дальнейшей работе. На епархиальном уровне это может означать создание структур, способных оказывать действенную помощь и содействие вновь открываемым приходам через предоставление консультаций и необходимых материалов по самым разным вопросам: юридическим, инженерно-строительным, искусствоведческим, педагогическим и так далее.
Алексий II подчеркнул недопустимость положения, при котором священники тратят огромные деньги на внешнее обустройство храмов и строительство шикарных домов для себя, при этом не находя средств на полноценную воскресную школу, церковную газету, интернет-страницу, подготовку кадров, работу с молодежью.
По-прежнему остро стоит проблема недостаточно высокого уровня богословского образования духовенства. По словам Патриарха, в наши дни без соответствующей подготовки пастырям чрезвычайно сложно выполнять миссию душепопечения и проповеди. Поэтому епархиальным архиереям следует придавать решению этой проблемы первостепенное значение. Сейчас в Русской Православной Церкви открыто достаточное количество духовных учебных заведений. Именно из среды их выпускников должны отбираться кандидаты для рукоположения в священный сан.
Отметив успехи церковного книгоиздания и периодической печати, Патриарх тем не менее подчеркнул, что существуют издания, которые, выдавая себя за православные и в некоторых случаях прикрываясь благословением известных иерархов и церковных деятелей (в том числе почивших), в действительности не имеют никакой связи со священноначалием и выражают лишь частную позицию авторов. Под предлогом борьбы за чистоту православия эти издания вносят нестроения в церковную жизнь, подрывают авторитет священноначалия, распространяют клеветническую и ложную информацию. Алексий II отметил, что время от времени появляются книги, брошюры и другие издания, якобы выходящие по его благословению, но в действительности такового не имеющие. Это противоречит не только нормам церковной дисциплины, но и элементарным представлениям о нравственности и честности. Если благословение высшей церковной власти усвоено такими изданиями самочинно, то издательский совет Московского патриархата должен принять меры к информированию о том церковной общественности. В определенных случаях эти издатели могут быть подвержены каноническим прещениям или даже привлечены к светскому суду.
Патриарх отметил, что финансовое положение Московского патриархата существенно осложнилось с 1997 года. Причиной тому не только общая экономическая ситуация в стране и августовский кризис 1998 года, но и значительное сокращение целевых отчислений епархий в Московскую патриархию на общецерковные нужды. Московская патриархия сократила централизованное оказание финансовой помощи на реставрацию. Однако, как отметил Алексий II, епархиальным архиереям необходимо помнить, что общецерковные программы являются соборным деянием и все церковные структуры должны принимать в них активное участие. Реставрация храмов и монастырей - благое дело, однако, если мы не будем финансировать духовное образование, может оказаться, что в этих храмах некому будет служить.
Касаясь недавно бушевавшего в церковной среде спора по поводу вводимого налоговыми органами индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), Патриарх сообщил, что с органами государственной власти достигнута договоренность о том, что заявление о предоставлении ИНН не будет требоваться от тех, кто считает это неприемлемым по религиозным соображениям. Им будет достаточно лишь заполнить анкету.
* * *
Причисление семьи Романовых к лику святых может вообще стать знаковым событием для Свердловской области - и тем более странным кажется тот факт, что в свердловских церквях Николай считается рядовым рабом Божиим...
Официальное мнение Екатеринбургской епархии по большому счету никогда не противилось канонизации последнего русского императора. Тем не менее, несмотря на единодушную поддержку свердловских священников, Николай II до сих пор не объявлен местночтимым в Екатеринбургской епархии.
Для Свердловской области процедура канонизации на Архиерейском Соборе - слишком долгожданное событие: мирские и духовные власти много лет мечтают, чтобы место расстрела царской семьи превратилось наконец в зону паломничества верующих туристов со всего мира, чтобы на Урал потекли деньги зарубежной эмиграции.
Достаточно вспомнить, как в течение нескольких лет свердловский губернатор Эдуард Россель буквально "сидел" на царских останках, найденных под Алапаевском, на Коптяковской дороге. Два года назад останки Романовых все же пришлось отдать столице для погребения. Теперь все надежды на решение Архиерейского Собора: если царя канонизируют, благодатью порастет и политически возвысится статус Екатеринбурга и всей Свердловской области.
На свердловщине имеется необходимое условие для причисления к лику святых - свидетельство чудотворения императора. Так, иеромонах Гермоген рассказывает о том, как во время разбойного нападения он был смертельно ранен и, чувствуя, что обречен, начал кричать: "Царь-мученик Николай! Спаси меня!". Чудо произошло - насквозь простреленный иеромонах выжил... Так почему же в Екатеринбургской епархии Николая не почитают за святого?
На этот вопрос ответил первый помощник правящего архиерея Екатеринбургского Викентия протоиерей Владимир Зязев:
- Свердловская область вообще очень влиятельна в вопросе канонизации Николая II. И именно потому - чтобы не оказывать ни на кого давления, чтобы вопрос был решен демократическим путем - мы не стали выделяться из общего строя. Если до сих пор государь император не был канонизирован, значит, это не было угодно Богу. Потому, возможно, до сих пор не построен в Екатеринбурге и храм-на-Крови. Пусть теперь вопрос о канонизации с Божьего позволения решит высшая иерархия Церкви.
Еще при епископе Никоне (в прошлом году он был обвинен в содомском грехе и отправлен Патриархией в Псково-Печерский монастырь замаливать грехи) Церковь провела некоторое подобие массового опроса клириков епархии в попытке выяснить их отношение к канонизации. Тогда и определилась единодушная поддержка святости императора. Отметим, что опрос не был анонимным.
Светское общество не столь единодушно в вопросе канонизации. Один из популярных свердловских телеканалов в попытке определить мнение общества относительно необходимости и оправданности канонизации провел в прямом эфире интеракивный опрос. На вопрос "Достоин ли Николай II причисления к лику святых?" ответили более 900 зрителей. Позиции разделились почти поровну: 49 процентов высказалось за канонизацию, 51 - против.
Архиерейский Собор не обязательно должен быть полностью единодушен в вопросе канонизации - достаточно элементарного большинства голосов. И если Николай Романов и его семья будут канонизированы (а большинство священнослужителей делают именно такие прогнозы), для Свердловской области это может стать точкой отсчета и началом больших перемен.
Екатеринбург