СОСТОЯВШЕЕСЯ в конце рабочего дня 11 августа заседание Совета безопасности РФ (СБ РФ) под председательством Владимира Путина в период его подготовки было окружено небывалой завесой секретности. Повестка дня СБ РФ "О состоянии Вооруженных сил Российской Федерации, основных направлениях их строительства и развития на период до 2010 года и проекте концепции развития вооружений и военной техники на период до 2016 года".
В основных докладах министра обороны РФ маршала Игоря Сергеева и начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Анатолия Квашнина состояние армии и флота оценено как закритическое. С такой оценкой согласны и главнокомандующие видами ВС РФ, и другие лица высшего командного состава военного ведомства страны. Основной причиной такого положения является совершенно недостаточное финансирование обороны РФ, которое за последние пять лет уменьшилось в два раза. В результате этого доля современного вооружения в различных видах ВС РФ составляет не более 11-18%, тогда как в передовых зарубежных армиях приближается к 75-80%.
Денег, выделяемых государственным бюджетом на нужды обороны, с трудом хватает только на содержание нынешних армии и флота. Уровень ежегодного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые определяют будущий облик ВС РФ, не превышает 10-15% от требуемого. Закупки новейших образцов вооружений после 1995 года во всех видах ВС РФ практически прекратились.
Нынешнее состояние Сил общего назначения ВС РФ не соответствует основополагающим разделам Концепции национальной безопасности и Военной доктрины РФ, принятых в 2000 году, где сделаны обоснованные и подтвержденные практикой последних десяти лет выводы о возрастании угрозы локальных и региональных конфликтов. Сложился опасный дисбаланс между стратегическими ядерными силами (СЯС) и Силами общего назначения. Если СЯС выполняют преимущественно политические функции поддержания международной стабильности и едва ли когда-нибудь будут применены, то недопустимая слабость и техническая отсталость наших Сил общего назначения получила наглядное и кровавое подтверждение в обеих военных кампаниях в Чечне.
Таким образом, исходя из этих положений на заседании СБ РФ рассмотрены подготовленные аппаратом СБ совместно с Генштабом ВС РФ предложения по строительству и развитию армии и флота до 2016 года для достижения необходимого баланса развития СЯС и Сил общего назначения. В соответствии с этим уточнены задачи, которые будут решать ВС РФ на основе сбалансированного подхода. Наконец, на высшем государственном уровне утверждено, что реформа собственно Вооруженных сил РФ является лишь частью военной реформы в стране, в которой кроме армии и флота задействованы системы всех видов власти, государственного управления, транспорта, предприятий ОПК как наиболее высокотехнологичных в соответствующих отраслях промышленности, академической и отраслевой науки и т.п.
Намечены временные рубежи для реализации предложений по перспективному строительству армии и флота на периоды до 2006, 2011 и 2016 годов. Вооруженные силы России будут состоять из трех видов: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот.
Никакие личностные отношения и виртуальные конфликты между Игорем Сергеевым и Анатолием Квашниным, так же как и кадровые вопросы, на заседании Совета безопасности не рассматривались.
Планируется отказаться от равнодолевого финансирования развития всех видов и родов ВС РФ. Новый подход будет предусматривать определение доли и приоритетов в финансировании каждого из видов ВС РФ исходя из его действительной стоимости и утвержденных программ строительства.
Одной из основных целей реформирования ВС РФ является поиск путей сокращения затрат на содержание армии и флота. Высвобожденные средства планируется направить на закупку новейшей техники и вооружений, главным образом для Сил общего назначения. При этом до 2016 года планируется добиться распределения оборонного бюджета таким образом, чтобы половину его расходовать на содержание ВС РФ и столько же - на их развитие, НИОКР, закупку современных образцов вооружения и военной техники.
Однако этого можно добиться только при условии, что с 2001 года на нужды Минобороны будет выделяться не менее 3,5% от ВВП страны, как это и предусматривалось указом президента России в 1999 году.