ИСПОЛНИЛОСЬ сто дней со дня инаугурации Владимира Путина. В связи с этим "НГ" обратилась к экспертам со следующим вопросом: "Каких дальнейших шагов стоит ждать от Кремля, исходя из результатов ста дней правления президента?"
Сергей Кургинян, фонд "Экспериментальный творческий центр"
Во-первых, давайте определимся, что такое сто дней Путина. В моем понимании это сто дней искушения. Одно из них - начать с чистого листа. Это похоже на то, как люди иногда говорят себе: "С завтрашнего дня начну новую жизнь". И Путин, придя к власти, оказался в "воронке смерча". Но сопротивления ему вроде бы не оказывают, он может делать все, что хочет. Второе искушение - искушение простотой. Принимая решения, можно не думать об издержках, о последствиях своих действий. Можно скомандовать - и думать, что дальше все будет нормально. Можно дать задание, и оно будет выполнено. Но ему пришлось проводить сложную политику. Реальность - она сложная. И столкновение простоты со сложностью составило еще одну коллизию. Третье искушение - искушение параллелями, возможность перенести свой профессиональный опыт в политическую сферу. И в любом его политическом действии можно найти аналог его предыдущему опыту. Скажем, в пропаганде. Еще одно искушение - искушение Кремлем. Человек приходит в Кремль и думает: есть некое государственное сооружение, а уж как я себя в нем поведу - другой вопрос. И Путин все эти искушения пережил за прошедшие сто дней, он все это опробовал.
Вопрос в том, что будет происходить. Политика - это не его профессиональная сфера, и все надо делать заново. Государство - это не данность, Путину придется его отвоевывать. Он понял, что жизнь безумно сложна, сложна и та преемственность, с которой он сталкивается, а простота - это хорошо для пиара, да и то на время. Мне кажется, что в нем происходит какое-то постепенное, еще не оформившееся осознание тех искушений, о которых я говорил раньше. Если это будет так, то где-нибудь к ноябрю-декабрю Путин начнет заниматься тем, что представляет собой скучную, суровую действительность. Впрочем, не исключено, что его предыдущая профессия и нынешняя начнут соединяться друг с другом. И это может переродиться в серьезный, самый серьезный за несколько последних лет политический кризис. Вообще Путин не так прост, как его миф.
Игорь Бунин, Фонд политических технологий
Давайте сначала поговорим о том, что собой представляет путинский проект. Образ России, на который ориентирована новая власть, - это страна с объективной рыночной экономикой и сильным государством. В это входят единообразные правила игры, эффективная высокооплачиваемая государственная бюрократия, уважаемая, сильная армия, структурные преобразования, недопущение прямого контроля бизнеса над государством и попытка на внешнеполитической арене утвердить Россию в качестве равной среди равных. Но в то же время этот проект реализуют люди, которые вышли из иной эпохи и обладают иными взглядами. С одной стороны, есть знакомые черты ельцинской элиты, с другой - группа силовиков, у которой иное представление об экономике, чем у другой части путинской команды. Какая угроза существует для этого проекта? В попытке установить централизованную жесткую вертикаль система сдержек и противовесов, которая была организована в ельцинский период, сломлена, власть, которая будет сконцентрирована только в одной точке - президентском окружении, и начнется некий дрейф к авторитаризму. И тогда начнет работать иная логика - логика традиционного российского цикла, которая предполагает, что после реформ Россию надо "подморозить".
Теперь, исходя из выше обозначенного проекта, Путин, как мне кажется, будет действовать в тех направлениях, в которых он и действовал. С одной стороны, продолжение централизации власти, концентрации власти "наверху", но уже не в форме "бури и натиска", как это было в июне-июле, а в форме постепенного завершения строительства законодательного каркаса. Возможно, даже с неким изменением конституционного режима, но не затрагивая основ этого режима - первую, вторую главы Конституции. Это может означать, что следующим проектом будет создание подконтрольного Государственного совета. Или же такой же "компенсационный", но только не губернаторам, а олигархам совет крупных предпринимателей при премьер-министре, который на самом деле будет чисто совещательным органом, не имеющим ни конституционного, ни законодательного оформления. Я думаю, летний период сменится именно такой корректировкой реформ на уровне государственного строительства. Единственное, что может быть более или менее радикальным, как мне кажется, это попытка создать малопартийную систему с изменением законодательства по выборам. К примеру, повышение процентного барьера или уменьшение доли партийной составляющей и увеличение доли прямых выборов депутатов по одномандатным округам и так далее. Все остальные революционные реформы будут в сфере экономики, потому что сейчас главная задача - сосредоточение государственной власти "наверху" - уже выполнена. Теперь основная проблема будет связана с экономической частью. И здесь, я думаю, будет попытка максимально либерализовать экономику. Несмотря на сопротивление коммунистов, олигархических групп, групп, связанных с "семьей", - всех тех, которые бы хотели сохранить свои интересы. Эта экономика будет бить не только по этим интересам, но и по социальным льготам, которые получало население.
Александр Шохин, председатель комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам
Сейчас можно говорить уже не только о ста днях пребывания Путина в "кремлевском офисе", но и о периоде пребывания его "на первых ролях", поскольку год назад он стал председателем правительства. За эти сто дней ему удалось сделать достаточно много, и прежде всего - начать реформу государственной власти и объявить экономическую реформу на ближайшие полтора года и предстоящие десять лет. Поэтому сто дней Путина - очень заметное явление в политической жизни России. Исходя из этих ста дней можно сказать со стопроцентной вероятностью, что экономическая политика у президента будет либеральной. Что касается внутренней политики, то здесь можно сделать менее определенные выводы, поскольку существует некоторая вариативность. Возможна и либерально-демократическая политическая система, но возможны и более жесткие системы государственного управления с уменьшением роли других, кроме Центра, ветвей власти. То есть в рамках федеральной власти, естественно, перемещение центра тяжести в Кремль. Если раньше это касалось правительства, то сейчас касается Федерального собрания. Так что в ближайшие четыре года роль парламента в целом будет, безусловно, ниже. Итог подобного перемещения центра тяжести - увеличение доли ответственности президента за принимаемые решения. Я думаю, что было бы правильно в этих условиях поощрять роль институтов гражданского общества, и прежде всего тех общественных организаций, которые отражают интересы широких групп населения, начиная от общества потребителей и кончая обществом поддержки малого бизнеса, местного самоуправления. Нельзя укреплять одну ветвь власти в ущерб другой. Пойдет ли президент по этой линии или нет - покажут, наверное, следующие сто дней.