СТРАТЕГИЧЕСКОЙ задачей российской политики на Кавказе является в первую очередь установление мира и стабильности, так как продолжение военных действий может привести к "афганизации" всего региона, итогом которой станет отторжение его от России.
Сегодня, когда вместе с избранным президентом Владимиром Путиным на российскую политическую сцену пришли новые люди, появился шанс начать отношения с чистого листа. Общественность Кавказа и кавказские элиты верят, что руководитель России откажется от не оправдавшей себя практики силового решения кавказских проблем.
Со своей стороны, мы готовы участвовать в нахождении политического решения этих вопросов, центральное место среди которых, несомненно, занимает проблема взаимоотношений Чечни и России. От того, какими методами они будут урегулированы, во многом зависят дальнейшие отношения народов Кавказа с Россией, ее будущее место в кавказской политике в целом.
Многовековая история чеченского народа свидетельствует о том, что чеченцы не являются экстремистами и террористами. Они просто стали жертвами борьбы за власть политических и финансовых элит и России, и Чечни. Навязанная в 1994 г. война прервала процесс формирования общества и власти, который хоть и небезболезненно, но создавал основу для осмысления чеченцами в новых условиях своего места в мире, в том числе и отношений с Россией.
В сознание чеченского народа на протяжении последних лет целенаправленно закладывался новый образ национального лидера, который представлялся исключительно в виде сурового и бесстрашного боевика. Под массированным воздействием некоторых российских СМИ и новых чеченских идеологов у чеченцев сформировалось ложное представление об авторитете вообще.
В результате на политической сцене Чеченской Республики в роли политиков появились полевые командиры, не имеющие опыта политической и административной работы. Они считали свои воззрения истиной в последней инстанции, болезненно реагировали на критику своих оппонентов, именуя их агентами ФСБ и национал-предателями. Чеченская Республика усилиями политического руководства Российской Федерации была отдана на откуп полевым командирам, борющимся за лидерство друг с другом. Таким образом, было ликвидировано пространство возможных действий для опытных политиков, способных в полном объеме использовать потенциал народа.
Другими словами, население Чечни из войны было брошено в яму невежества. С этого момента республику буквально лихорадили бесконечные внутренние раздоры и разгул преступности, что, несомненно, отразилось на здоровье нации, ускорив процесс ее деградации.
Произошла деформация мировоззрения большей части молодежи, у которой сформировались ложные представления о национальных и духовных ценностях. Нанесен тяжелейший урон вековым традициям народа, его культуре, что существенно отразилось на поведении чеченцев в обществе и семье. Безраздельное господство полевых командиров на всем политическом пространстве Чечни стало возможным из-за отсутствия единства среди обитателей российских коридоров власти.
Во время президентских выборов 1997 г. в Чечне была настоятельная необходимость объединения всех здоровых сил чеченского общества. Следовало выступить единым фронтом, добиться избрания президента, способного вывести республику из всеобъемлющего кризиса. Именно таким образом можно было изменить ситуацию, обеспечить ее развитие в созидательном направлении, без крови и насилия.
Однако никто тогда не решился предъявить полевым командирам свои претензии на власть, хотя все понимали, что это был единственный шанс. К великому сожалению, он не был использован в силу разобщенности потенциальных претендентов, их амбициозности, преследования ими узкоклановых интересов.
Чеченский народ устал от бесконечных разрушительных войн. Мы не виноваты в том, что российские и чеченские власти не сумели договориться между собой и позволили вооруженным группировкам завоевать в республике настолько сильные позиции, что утратили контроль над ними.
Сегодня, с появлением нового лидера в России, Всевышний в очередной раз предоставляет нам шанс мирными средствами восстановить здоровый климат и гармонию в российско-чеченских отношениях. Воспользоваться им можно, только отказавшись от порочной практики использования марионеток, выдавая их за общепризнанных лидеров.
Несомненно, взаимному доверию сторон нанесен громадный ущерб, и у обеих сторон есть бесконечный перечень взаимных обвинений. И все же России гораздо выгоднее договориться с чеченцами. Предложить такой вариант договора, который отвечал бы их национальным интересам, вплоть до полного самоуправления, включая государственный статус Чеченской Республики. Здесь не может быть силового решения. Мирному решению проблемы нет альтернативы.
От имени Конфедерации народов Кавказа обращаюсь к противоборствующим сторонам с призывом прекратить военные действия и без предварительных условий начать процесс мирного урегулирования путем переговоров. Чтобы исключить возможные спекуляции по достигнутым договоренностям и соглашениям, переговорный процесс необходимо построить только на правовой основе, а именно на основе Конституций РФ и ЧР.
Исходя из реальной расстановки военных и политических сил, основываясь на знании истории конфликта изнутри, предлагаю проект плана по мирному урегулированию. Для организации и начала переговорного процесса необходимо:
- признать субъектом переговоров легитимные органы власти во главе с законно избранным президентом и парламентом ЧР;
- указом президента Российской Федерации объявить мораторий на военные действия на время переговоров, сохраняя позиции федеральных сил на занятых ими территориях.
Переговоры должны проходить в два этапа.
Первый этап, отражающий условия прекращения военных действий и не включающий вопросов политического характера, которые связаны с определением статуса Чеченской Республики:
а) создание мощных структур правоохранительной и судебной систем, а также специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью и терроризмом;
б) выполнение программы взаимодействия спецподразделений РФ и ЧР по привлечению к ответственности лиц, причастных к убийствам и похищениям людей;
в) разработка и реализация комплексной программы возвращения беженцев и морально-психологическая реабилитация населения ЧР;
г) восстановление атмосферы уважения и доброжелательности к чеченцам во всех регионах РФ и к русским в ЧР (вплоть до принятия закона об особом статусе чеченского народа в России как наиболее пострадавшего от государственной политики Российской империи, Советской России и Российской Федерации). Создание независимого общероссийского телеканала на чеченском и русском языках.
Структура и порядок формирования органов управления Чеченской Республики переходного периода.
Органы власти:
1. Коалиционное правительство - орган исполнительной власти на переходный период.
Правительство должно быть сформировано из авторитетных и влиятельных политических и общественных деятелей. Никто, независимо от позиции, которую он занимает, не должен быть произвольно исключен из процесса формирования органов власти переходного периода.
2. Парламент ЧР - высший орган законодательной власти переходного периода. Депутаты в парламент избираются по территориальному принципу сроком на два года.
После принятия парламентом закона о полномочиях коалиционного правительства и органов местного управления избираются главы городских, районных и сельских администраций.
После подписания соглашений по всему спектру вопросов и формирования новых органов власти начать вывод войск с территории ЧР.
Второй этап: политическое урегулирование российско-чеченских отношений.
Для подготовки проекта договора о полномасштабном урегулировании российско-чеченских отношений должны быть сформированы государственные комиссии РФ и ЧР из представителей исполнительной и законодательной власти. Проект данного договора должен быть разработан на основе Договора о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия, подписанного президентами Борисом Ельциным и Асланом Масхадовым 12 мая 1997 г. в Москве.
Новые чеченские власти совместно с российскими специалистами разрабатывают подробный план разоружения населения и приступают к его реализации.
Осуществляются разработка и реализация комплексной программы восстановления республики и выплаты компенсации населению за нанесенный моральный и материальный ущерб.
Убежден, что добиться установления прочного мира и согласия в Чечне и во всем кавказском регионе можно только путем объединения усилий всех народов, проживающих на Кавказе, согласованными действиями политических партий, национальных движений и религиозных конфессий, методами традиционной, испытанной веками кавказской народной дипломатии, поддерживаемыми государственными мерами.
От "НГ"
Данная статья была передана в редакцию "НГ" Юсупом Сосламбековым незадолго до его кончины.