ВЧЕРА Парижский апелляционный суд объявил о своем решении разблокировать счета дипломатических представительств России во Франции. Таким образом, поставлена точка в тяжбе, которая длилась почти три месяца. Напомним, что здесь же, во Дворце правосудия на острове Ситэ в самом центре Парижа 18 мая было принято решение арестовать эти счета.
Вернее, тогда парижский Суд высокой инстанции просто постановил заморозить все банковские авуары Российской Федерации в стране. А уж судебный исполнитель определял, что к ним относится. В итоге под арестом оказались счета посольства и торгпредства России во Франции и представительства РФ при ЮНЕСКО - в Париже, а также российских консульств в Страсбурге и Марселе. Действия эти были предприняты во исполнение вердикта Стокгольмского арбитражного суда, признавшего в 1997 году правомочными претензии швейцарской фирмы "Нога" к нашей стране. Однако они нарушали положения Венской конвенции о дипломатической неприкосновенности. Аналогичные иски к Российской Федерации были поданы "Ногой" и в других странах, но успеха - как теперь понятно - промежуточного, ей удалось добиться только во Франции. Самым скандальным эпизодом в этой истории стал арест барка "Седов" во французском порту Брест. Эти события оказались одной из основных причин серьезного охлаждения российско-французских отношений (хотя французский МИД в меру своих возможностей помогал российским дипломатам и по закону не мог оказать никакого влияния на решение независимой судебной инстанции). Поэтому вчерашний вердикт Парижского апелляционного суда может стать отправной точкой процесса восстановления дружеского диалога между Россией и Францией.
Теперь, после долгих юридических баталий, признано, что дипломатический иммунитет действует в любом случае: имущество и счета дипучреждений неприкосновенны. Суд даже обязал "Ногу" выплатить 30 тысяч франков (около 4 тысяч долларов) в виде компенсации.
Первый секретарь российского посольства, пресс-атташе Константин Петриченко, не скрывая удовлетворения таким исходом дела, заявил журналистам: "Случилось то, что должно было случиться. Мы расцениваем это как торжество разума, справедливости, здравого смысла".
Совсем иначе, по понятным причинам, был настроен адвокат фирмы "Нога" Марио Стази. С трудом сдерживая раздражение, он категорически отказывался сказать, каковы будут его дальнейшие действия. С окружившими его журналистами у него состоялся следующий диалог.
- Мы будем стрелять во все, что движется! - воскликнул он. - Когда вы охотитесь на кролика, вы же не будете сообщать ему, где ловушка и куда вы намерены целиться? Но будьте спокойны - кролика мы поймаем!
- А самолет Путина будете арестовывать?
- Я же сказал, заранее ничего объявлять не хочу. Пусть пилот понервничает. И вообще, что стоит Путину, когда он будет в Париже, выписать чек на 63 миллиона долларов? На это нужно пять секунд.
Париж