Еще одна реформа - аграрная, без проведения которой инвестиционный бум по-прежнему остается под большим вопросом, так до сих пор и не начата. Как это всегда и было в России, решение земельной проблемы затруднено прежде всего с политической и социальной точек зрения, а не с экономической.
Земельной реформой пришлось заниматься всем парламентам, существовавшим в нашей стране с 1991 года. Съезд народных депутатов РСФСР занес в Конституцию право частной собственности на землю, но дальше такой декларации не пошел. Первая Государственная Дума, имея на руках новый Основной закон, где соответствующая запись была сделана в еще более категоричной форме, вынуждена была приступить к конкретному законотворчеству. Фракция "Демвыбор России" под руководством Егора Гайдара выступила в 1994 году с радикальной инициативой решения вопроса о земле, а фракция Аграрной партии - с охранительной. Начались внутридумские согласования, закончившиеся с истечением cрока полномочий первой Думы. Во второй Думе, где левые фактически доминировали, они очень быстро одобрили Земельный кодекс (ЗК), выводивший из рыночного оборота большую часть земли - сельскохозяйственные угодья, но вступили в конфликт сначала с верхней палатой, а затем и с президентом.
Проект ЗК на протяжении всей жизни второго созыва нижней палаты то проходил непростые согласования, то выносился на преодоление очередного вето, а то и превращался в причину конфликта между ветвями власти или, наоборот, в основу для их примирения. Земельный кодекс даже был обсужден на единственном "круглом столе", который свел вместе президента Ельцина с лидерами левой оппозиции, долгое время требовавшей от исполнительной власти именно такой формы согласования всех спорных проблем. Коммунистам и их союзникам в момент обострения отношений Кремля с Советом Федерации даже удалось добиться одобрения сенаторами того варианта ЗК, который запрещал свободную куплю-продажу сельхозземель.
В последние месяцы деятельности второй Думы была предпринята последняя попытка получить согласованный текст закона, но левые испугались слишком явной ловушки, размещенной в нем. Дело в том, что землю сельскохозяйственного назначения предполагалось из-под компетенции ЗК убрать, оговорив все условия и ограничения ее оборота в специальном законе. Коммунисты фактически в последний момент сообразили, что таким образом создается пробел в законодательстве, который президент может закрыть своим указом, и отказались голосовать положительно.
В таком состоянии проект ЗК и перешел в наследство третьей Думе, где у левой оппозиции уже не стало контрольного пакета. Более того, некоторые фракции - "Единство" и СПС, к примеру, - пришли на Охотный ряд с обещаниями немедленно решить земельную проблему - причем в более или менее радикальном направлении. Однако никаких быстрых решений земельного вопроса не произошло. Только весной этого года, после того как левые фракции публично пообещали, что они потребуют от Думы все-таки преодолеть вето президента на так и несогласованный проект Земельного кодекса, работа над ним продолжилась. Длилась она несколько месяцев, но дальше уже давно найденного варианта с отдельным законом, регулирующим все особенности оборота сельхозземель, так и не пошла, что и нашло подтверждение в недавнем ответе Александра Волошина на письмо в адрес Владимира Путина от Геннадия Зюганова и Николая Харитонова.
По сведениям от высокопоставленных кремлевских источников, данный вариант ЗК и станет обсуждаться на осенней думской сессии - причем в первоочередном порядке. Как только он будет одобрен, сразу же начнется согласование того самого особого закона, который и определит, будет ли частная собственность распространяться на луга и пашни в полном объеме или же посторонних на такую землю пускать не станут. Представители исполнительной власти утверждают, что они поддерживают введение некоторых ограничений, но левая часть Думы в это не очень верит. Зато другая часть нижней палаты - фракции СПС и "ЯБЛОКа" прежде всего - еще до недавнего времени считали, что принципиальных ограничений быть не должно, и предлагали решить земельный вопрос иначе. Они выступили с проектом закона о введении в действие главы 17 Гражданского кодекса, касающейся вопросов собственности на землю, а потому "замороженной" при принятии этого законодательного акта по настоянию левого думского большинства.
"Правый" способ земельной реформы должен был обсуждаться Думой в середине сентября, однако источники в соответствующих фракциях сообщили корреспонденту "НГ", что скорее всего они на такой дате настаивать не будут. По словам этих источников, в Кремле не только не поддерживают их варианта, но и не решаются вообще приступить к поискам какого-нибудь выхода из того тупика, в котором сейчас пребывает земельное законодательство. Несмотря на оптимистические заявления высоко сидящих деятелей президентской администрации, считают компетентные думские наблюдатели, в Кремле до сих пор не имеют ответа на главный вопрос земельной реформы: а кто должен получить право землю продавать? Причем, как уверили собеседники корреспондента "НГ", проблема не в том, бюджет какого уровня будет получать деньги за продажу земли, а в том, к каким политическим, социальным, экологическим и прочим последствиям этот процесс приведет.