Рисунок Вадима Мисюка
ИТОГИ вчерашнего заседания Совета верхней палаты парламента лишь подтверждают тенденцию, которая наметилась в отношениях президента и Совета Федерации в последнее время.
Более чем нейтральная позиция, которую предпочли занять сенаторы по отношению к формированию Госсовета, лишь подтверждает мысль, что губернаторы, по крайней мере до осени, не намерены ни в чем перечить президентской воле. Между тем ясно, что подобная "формальная" лояльность отнюдь не отражает истинных чувств глав регионов, которые после реформы Совета Федерации фактически отойдут в тень политики федерального масштаба.
Недаром спикер СФ Егор Строев снова повторил не раз произносимый им с горечью риторический вопрос: в какой форме будет происходить учет мнений регионов Кремлем? На будущую верхнюю палату, судя по всему, он, да и все остальные регионалы надежд не возлагают. А все накопившееся за короткое, но насыщенное время федеральных реформ зло сенаторы продолжают срывать на Думе. Как предел мечтаний звучало высказывание Егора Строева, что реформирование органов власти в стране Советом Федерации не закончится - на очереди Дума.
Между тем документ-справка с предложениями по созданию Госсовета, которую Совет палаты направил президенту, действительно выглядит на удивление компромиссно. По словам Строева, органом, который позволит губернаторам реализовать отнятые путинским законом привилегии, в этом смысле и сможет стать Госсовет. Однако удивительно другое - сенаторы фактически собственноручно отказались от придания новой организации конституционного статуса. Хотя именно это и было главным условием, которое губернаторы называли компенсацией им моральных убытков от реформ. Спикер Совета Федерации заявил, что сенаторы согласны, что Госсовет пока будет лишь консультативным органом, а его функции не потребуют внесения изменений в Основной закон. Иными словами, для создания "прибежища для губернаторов" будет достаточно указа Владимира Путина. И это означает лишь одно - Госсовет не станет вторым Советом Федерации, поскольку принимать или не принимать его "рекомендации" фактически будет зависеть от президента. Но создание "политического клуба" для руководителей субъектов Федерации все же будет обеспечено. В то же время губернаторы, исходя из слов Строева, все еще не теряют надежду вернуть былое влияние. Правда, в письменном виде это, разумеется, оформлено не было - спикер СФ лишь намекнул: "Дальше жизнь покажет, как будет развиваться система власти в стране: то ли это будет слияние Совета Федерации с Госсоветом как бы в единую палату законодательного органа, то ли это будут отдельно существующие два органа". Однако ясно, что процесс изменения Конституции займет минимум два года, и поэтому мечте Строева не суждено сбыться по крайней мере в этот срок, да и президент, по некоторым сведениям, трогать Основной закон пока не желает.
Единственное требование, которое до этого устно выдвигали губернаторы, а теперь оформили документально, - пожелание того, чтобы в Госсовет вошли все главы регионов без исключения. По словам Егора Строева, "в федеративном государстве никто не имеет права обижать большой или малый народ, и если мы не хотим создавать войну или взрывать бикфордов шнур, мы должны поступить так, как записано в Конституции". Спикер СФ отметил, что президент "согласен с таким подходом".
Суммируя взаимные уступки и пожелания президентской и сенаторской сторон, можно сделать вывод, что благодаря лояльности глав регионов появления указа о создании Госсовета можно ждать довольно скоро. Круг его полномочий и окончательный вариант его структуры сегодня губернаторы фактически отдали на откуп президенту. Туманное выражение главы СФ о том, что новый орган будет заниматься выработкой советов по экономической стратегии страны, - лишнее тому доказательство. А истинное видение губернаторами того, каким должен быть Госсовет, вряд ли совпадает с содержанием вышедшего из стен здания на Большой Дмитровке документа.