У каждого полпреда свой "образ врага". Георгий Полтавченко, например, собирается уравнять уровень жизни в Центральном округе.
Фото ИТАР-ТАСС
РЕГИОНАЛЬНЫЙ пейзаж после политических баталий ельцинской эпохи определился. Остатки политики сместились в Москву, в лояльную президенту Думу и видоизменяющийся Совет Федерации. Президент-прагматик разделил общероссийский комплекс проблем на семь блоков. Президентские полпреды проводят их ревизию, выстраивают приоритеты и подтягивают административно-силовой ресурс.
Полпреды осваивают маневрирование между реалиями, сложившимися в их федеральных округах. У каждого при этом вырисовался свой "образ врага", с которым он собирается разбираться в соответствии со своим мировоззрением, а главное - навыками. Константин Пуликовский на Дальнем Востоке усмиряет энергокризис, переходящий в энергохаос, вместе со стихией природы. У Леонида Драчевского в Сибири - запутанный комплекс шахтерских проблем вперемешку со ждущими новых переделов вотчинами металлургических олигархов (в том числе тех, которые для Кремля "более равны", чем другие). Петр Латышев, сославшись на мнение большей части населения, объявил войну коррупции и криминалу на Урале, которые для многих стали почти синонимом местной власти. Он пообещал восстановить в Екатеринбурге порядок, достойный "столицы федерального округа", пусть даже это будет стоить конфликта с местной верхушкой правоохранительных органов. Виктор Казанцев на Юге замиряет воюющие стороны и стремится вернуть Кавказ в московскую орбиту. У Георгия Полтавченко в Центре - почти христианская миссия: он попытается как-то улучшить жизнь в обнаруженном им "поясе бедности" вокруг Москвы. Виктор Черкесов усиливает работу с кадрами оборонки, ориентируя их, в частности, на укрепление северных рубежей и на развитие Северного флота (около половины мощностей по его обслуживанию находится у него в округе). Для Сергея Кириенко главный "вызов" состоит в том, чтобы не разбудить некоторые коренные проблемы Поволжья, в частности национальные. Выйдя из-под контроля, они могли бы оказаться не по зубам федеральной команде.
Проведенная в последний месяц ревизия задач, а также имеющихся сил и средств показала: в каждом округе складывается своя тактика - от хватки Пуликовского, вникающего во все детали кампании по подготовке к зиме, до сдержанных шагов Кириенко, который начал издалека, с формирования своей команды в противовес местным элитам. Однако при всех тактических различиях стало ясно: откровенное давление на губернаторов имеет свои пределы.
Губернаторы, как и ожидалось, далеко не склонны щедро делиться своим влиянием, равно как и раскрывать его механизмы. Генерал-губернаторам волей-неволей приходится осваивать основы региональной дипломатии. В этом на собственном опыте быстрее всех убедился Петр Латышев, который оказался втянутым в тяжбу вокруг передачи Дома детского творчества под его резиденцию. В связи с этим он рискует вызвать недовольство не только родителей, но и еще недавно напрямую подведомственных ему милиционеров, чей клуб предполагается отдать детям в плане компенсации. Это чревато потерей части союзников уже в самом начале развертываемых им антикриминальных усилий.
Месяц энергичных усилий по "выравниванию правового пространства", где быстрее всего развернулись полпреды, продемонстрировал: без опоры на экономику властная вертикаль может не состояться. Региональные силы латентного сопротивления реформам не разоружишь, не лишив их изрядной доли позиций в местных промышленности и финансах. Поэтому статуса "политических послов" президента, для того чтобы обрести полновластие, полпредам может не хватить. Для успеха мероприятия Москва собирается снабдить их еще и полномочиями доверенных лиц правительства, что сразу поставит их еще на одну ступеньку выше региональных начальников.
Сейчас в правительстве и администрации президента интенсивно обсуждают, как будут выглядеть и из кого состоять органы федерального правительства на местах: объединят ли они под новым началом филиалы тех министерств и ведомств, которые уже работают в регионах, или же будут неким новым институтом под началом полпредов. По сведениям из администрации президента, конкретные предложения на этот счет будут на днях (до 13 августа) доложены президенту.
Полпред Центрального округа Георгий Полтавченко сообщил корреспонденту "НГ", что вероятнее всего в округах будут созданы структуры федерального правительства наподобие тех, которые уже учредила Генпрокуратура. Они будут не только выполнять свои обязанности по федеральным бюджетным и экономическим программам, но и отвечать за комплексное развитие округа. В таком случае можно предположить, что и финансовые потоки в новом финансовом году начнут циркулировать по-новому кругу. Министерство по налогам и сборам уже объявило о том, что собирается адаптировать свой аппарат к семи территориям, и в том числе открыть там свои представительства. (Впрочем, особых усилий налоговикам прилагать для этого не потребуется - региональная структура МНС создана давно.) Госкомстат, как подтвердил корреспонденту "НГ" начальник Главного территориального управления администрации президента Сергей Самойлов, уже получил задание вести сбор и обработку статистики, в том числе финансовой, по семичленному делению.
Оценивая общее положение дел с реформой, Полтавченко отметил: "Пока, слава богу, в округах ничего экстраординарного не происходит, и это означает, что работа ведется правильно". Вместе с тем центр тяжести борьбы за финансовые ресурсы заметно сместится в округа уже к осени. Конкретные ее формы будут отражать местную специфику. Полпред Дальневосточного округа Пуликовский намерен поставить заслоны на пути широкомасштабной и бесконтрольной утечки "валютных" морепродуктов за рубеж. Полтавченко в Центре продолжает попытки сделать московское руководство своим союзником в деле использования научно-технического и производственного потенциала остальных регионов округа. Пока, по словам полпреда, у него складывается с Юрием Лужковым "весьма конструктивное общение" (не случайно, он лишь слегка пожурил мэра за регистрацию в столице, которая не вписывается в конституционные нормы).
Итак, создание окружных структур набирает темп. Правда, за активными действиями полпредов по ужесточению административного и финансового контроля не совсем ясно, какое место в новой системе останется собственно для либеральных реформ.