ОКОНЧАНИЕМ первого этапа реформ уже назвали факт подписания Владимиром Путиным последних законопроектов из пакета документов по реформе власти - "Об общих принципах организации местного самоуправления" и "О новом порядке формирования Совета Федерации".
Как и предполагала "НГ", президент действительно предпочел не затягивать с формальностями и, сочтя думский вариант собственных инициатив максимально компромиссным, не оставил губернаторам шансов вмешаться в дальнейший процесс их "улучшения". Напомним, что сенаторы до последнего момента питали надежду, что третий законопроект из президентского пакета - "Об общих принципах организации местного самоуправления" президент не станет подписывать без учета их поправок. Об этом на последнем заседании Совета Федерации коллегам объявил спикер верхней палаты Егор Строев. Подразумевалось, что губернаторам все же будет отведено время хотя бы до сентября, дабы они сформулировали свои пожелания. Хотя и та и другая сторона понимали - для президента затягивать подписание документа было просто бессмысленно, ведь никаких рекомендаций сенаторов в закон до его подписания президентом уже не могло быть внесено, это означало бы нарушение Конституции. Речь шла лишь о своего рода паузе вежливости. А возможные поправки в текст законов теперь могут вноситься лишь после визы главы государства как законодательные инициативы сенаторов, после чего они поступают в Думу. И решать, нужна ли та или иная поправка, станет делом вкуса депутатов. В общем, нетрудно догадаться, что шанс у губернаторов внести какие-то концептуальные коррективы таким способом равен нулю.
Но и этот факт вряд ли породит новый всплеск сенаторского возмущения. Во-первых, в том, что закон прошел в обход верхней палаты, в принципе виноваты лишь сами члены Совета Федерации, "забывшие" в конституционно отведенные сроки определить свое отношение к президентской инициативе. Во-вторых, закон сам по себе является своего рода "костью", брошенной президентом, дабы в какой-то мере компенсировать главам регионов моральный ущерб от реформ в целом. Напомним, что закон фактически переподчиняет местное самоуправление и президенту, и губернаторам. Благодаря ему (заметим, лежащему в рамках Конституции), губернаторы своим указом смогут отстранять от должности главу муниципального образования, впрочем, как и президент. Это обстоятельство не могло не порадовать глав регионов. Возможно, именно поэтому закон не вызвал такой волны негатива, как это происходило, к примеру, в истории с остальными двумя документами. Единственное обстоятельство, которое несколько "смазало" для губернаторов всю картину, - это, безусловно, единоличное право главы государства снимать с должности мэров столичных городов. Именно этот пункт сенаторы и хотели бы подправить. Кстати говоря, вполне можно предположить, что президентское предложение о создании рабочей группы по устранению недостатков закона о местном самоуправлении, с которым он обратился в письме к Геннадию Селезневу и Егору Строеву, так и не воплотится в жизнь. Вернее, те наработки, которыми завершится совместная работа заинтересованных в этом сторон, так и не получит поддержки Думы и президента. Нижняя палата вряд ли будет инициировать принятие подобной поправки, да и президент наверняка предпочтет не выносить на рассмотрение депутатов еще один документ о внесении изменений в закон о принципах организации местного самоуправления. Контролируя снятие мэров столиц и крупных городов, Центр фактически получил бы контроль над основным промышленным потенциалом и финансовыми потоками областей, за который традиционно идет спор между мэрами и губернаторами. Именно поэтому делиться с главами регионов контролем над столичными преимуществами президент вряд ли захочет. Теперь губернаторский контроль в этом смысле значительно ослабнет. Поправки, правда, могут инициировать и сами сенаторы. Но теперь мнение верхней палаты, значение которой постепенно пойдет на убыль в связи со вступлением в силу закона о новом порядке формирования Совета Федерации, Дума будет оценивать более скептически.