ПРОЕКТ закона "О финансировании политических объединений", разработанный более трех лет назад, теперь признан одним из приоритетных и поставлен в план работы Государственной Думы на ноябрь. Примерно в это же время депутаты намерены обсудить и несколько других законопроектов, необходимых для более четкого структурирования партийной системы. Среди них прежде всего отметим законы "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в РФ" и "О политических партиях", которые были одобрены нижней палатой соответственно еще в 1995 и 1997 годах, но получили вето Совета Федерации и президента Бориса Ельцина. Последний, кстати, вообще не имел привычки подписывать такие законы, которые играли на руку левым, контролировавшим в то время Государственную Думу и желавшим закрепить свои преимущества юридически.
Напомним, что в то время исполнительная власть вообще очень презрительно относилась к партийной деятельности, признавая, что в России, по сути, есть всего одна партия - КПРФ, которую, конечно, укреплять она не хотела. В то же время свою партию Кремль создавать по-настоящему не желал, ограничиваясь краткосрочными проектами вроде движения "Наш дом - Россия". Очевидно, все дело было в Ельцине, которому привычнее было опираться на номенклатуру, чем на представителей гражданского общества и проводить политику в основном кулуарную, полагая, что его харизмы, заработанной в начале 90-х, и так достаточно. У Владимира Путина ситуация другая, и хотя он, судя по всему, не намерен отказываться от традиций предшественника в отношении подковерных игр, но в то же время его склонность к публичной политике весьма заметна, что, возможно, в первую очередь объясняется тем, что человек он на политической вершине страны еще очень новый.
Что же касается его уважения к партийной системе, то оно вполне понятно. Успех блока "Единство" и "Союза правых сил" на последних парламентских выборах, видимо, убедил его, что без такой системы в стране, которая претендует на название "демократическая", все-таки не обойтись. И хотя политические партии в России к реальной власти до сих пор не допускаются, использовать их для ее всяческого укрепления признано возможным и даже необходимым. Кстати, последние думские события скорее всего только подтвердили такое мнение Кремля: если бы не пропутинское большинство в нижней палате, одобрения инициированных им законопроектом, а также налоговых предложений правительства или не случилось бы, или это одобрение обошлось бы неизмеримо дороже.
Короче говоря, Кремлем взят курс на активизацию партийной жизни, для чего, естественно, понадобились соответствующие законы. Именно поэтому перед депутатами и поставлена задача рассматривать их в приоритетном порядке. Впрочем, оставлять такое важное дело в руках КПРФ, чей представитель Виктор Зоркальцев возглавляет профильный думский комитет, администрация президента не собирается. Сам г-н Зоркальцев признает, что долгое время пробиваемый им законопроект о политических партиях сильно устарел, а потому больше шансов у документа, подготавливаемого сейчас фракцией "Единство". Заметим, кстати, что найти хотя бы какие-то слабые следы данной бумаги в Думе пока так и не удалось, а это скорее всего означает только одно: проект закона готовится кремлевской администрацией.
По некоторым сведениям, от имеющихся на Охотном ряду вариантов он должен отличаться особой жесткостью в требованиях к создаваемым или существующим партиям - в отношении и их численности, и их программных документов, и их повседневной деятельности. Судя по всему, будут ужесточены и условия, связанные с участием партий в парламентских, президентских и прочих выборах - вплоть до того, что проигрыш той или иной партии в нескольких из них могут привести к ее ликвидации. Усиление государственного контроля над партийной жизнью, видимо, также будет прописано и в других упоминавшихся выше законах - например, в законе о финансировании политических объединений, когда за успехи на выборах их станут поощрять государственными деньгами, с одной стороны, а с другой - не допускать их спонсирования враждебными режиму финансовыми кланами.