РОССИЙСКИЙ 19-тонный служебный модуль "Звезда", построенный специально для Международной космической станции (МКС) и запущенный 12 июля с.г., больше не будет проплывать одинокой звездой по ночному небосклону. Запоздавшее почти на полтора года воссоединение "Звезды" с ожидавшим ее на орбите сегментом наконец-то произошло 26 июля.
Если сборка станции, рассчитанной на 6-7 человек постоянного экипажа, пойдет в соответствии с имеющимся планом, то ее общая масса после завершения строительства в 2005 году составит 454 тонны, а размеры - 108 на 80 метров. Но уже в 2001 году размеры МКС будут таковы, что в ночное время суток она по яркости будет уступать лишь Луне, Венере и Сатурну, и тогда же новый комплекс превысит российскую орбитальную станцию "Мир" по обитаемому объему.
По словам А.И. Киселева, генерального директора Космического центра имени Хруничева, который построил и вывел на орбиту "Звезду", только теперь можно говорить, что МКС будет существовать как пилотируемая станция. До этого существовал в лучшем случае прототип, рассчитанный лишь на кратковременное посещение его людьми. "Звезда" - своего рода "каюта" для долговременного обитания экипажа.
Успешная стыковка "Звезды" приведет к качественному улучшению имиджа России среди 16 стран - участников программы МКС. Напомним, что данному имиджу был нанесен тяжелейший урон вследствие запуска "Звезды" на два года позже намеченного срока по вине российской стороны. По подсчетам некоторых законодателей США, эта задержка обошлась американским налогоплательщикам почти в 5 млрд. долларов.
Согласно Межгосударственному соглашению, подписанному 29 января 1998 г. участниками проекта станции, США (а фактически - НАСА) играют "главенствующую роль" в общем руководстве и координации международного сотрудничества в рамках проекта МКС. Соединенные Штаты также несут основные финансовые затраты по сооружению нового комплекса. Конгресс США намерен установить верхнюю планку стоимости строительства станции - 25 млрд. долларов. В случае неудачной стыковки НАСА пришлось бы изыскивать дополнительные средства для создания замены "Звезды", что неизбежно привело бы к мучительным усилиям агентства по подъему вышеупомянутой планки (впрочем, главный бухгалтерский отдел конгресса США полагает, что стоимость постройки МКС в любом случае достигнет 60 млрд. долларов).
Впрочем, успешная стыковка "Звезды" все же создаст для НАСА определенные сложности. Как отметила американская газета в Интернете SPACE.com, теперь НАСА окажется под давлением, чтобы своевременно поставить на станцию очередной элемент. "Очевидно, что эстафетный факел по сооружению МКС перешел теперь от России к США и прочим международным партнерам по станции", - отметил Билл Шеппард, командир первого экипажа МКС, который должен отправиться на станцию в конце октября - начале ноября с.г.
Наконец, трудно переоценить положительное воздействие удачной стыковки служебного модуля на российско-американское сотрудничество в космосе, которое в настоящее время является одним из залогов выживания российской пилотируемой космонавтики. Председатель подкомитета по космосу и аэронавтике комитета по науке палаты представителей конгресса США Дан Роукбакер, известный своей критикой партнерства России и США в рамках программы МКС, выразил надежду, что успешная стыковка служебного модуля придаст импульс партнерству двух стран в космосе. По словам Роукбакера, "русские доказали, что им нет равных в некоторых связанных с космосом областях".
При этом, однако, он отметил, что конгресс изыскивает пути и способы вернуть 1,3 млрд. долларов. Именно такая сумма, по его подсчетам, была потрачена Соединенными Штатами на закупку товаров и услуг России, чтобы последняя могла выполнить свои обязательства по МКС.
Но, как бы то ни было, служебный модуль на орбите, что означает завершение важнейшего этапа в деле строительства МКС. Этап этот был бы немыслим без участия России, что дает нашей стране законный повод для гордости. Но одновременно - и повод для раздумий: какова должна быть дальнейшая политика России в отношении программы МКС, а следовательно, и в области освоения космического пространства в целом?
После стыковки "Звезды" и приведения ее в рабочее состояние у России останется, по сути, только одно ключевое обязательство по станции - своевременная поставка кораблей типа "Союз" и "Прогресс" для доставки экипажей и грузов на МКС. Недаром в августе этого года в Россию собирается конгрессмен-республиканец Джеймс Уолш, председатель одного из подкомитетов палаты представителей, который ведает бюджетом НАСА. Цель его поездки - ознакомление с положением дел на предприятиях, которые выпускают данные типы кораблей.
Нам нужно осознать все плюсы и минусы участия России в программе МКС. С одной стороны, это участие позволит России сохранить опыт пилотируемых полетов и продолжить исследования в невесомости. Но с другой - Россия теряет автономию в космосе, а также тратит значительное количество сил и средств на работы, являющиеся, по сути, повторением пути, по которому она идет с 1971 года. Именно тогда на орбиту была выведена первая орбитальная пилотируемая станция "Салют-1".
Какой же вывод? Россия, безусловно, должна выполнить все свои обязательства перед остальными участниками программы МКС. Но что касается создания собственно российского сегмента станции, то здесь следует хорошо подумать - не свести ли работы по нему до минимума, обеспечивающего лишь поддержание Россией навыков пилотируемой космической деятельности? А освободившиеся средства потратить на реализацию таких космических программ, которые действительно смогут придать качественный импульс освоению Россией космического пространства, как, например, пилотируемая экспедиция на Марс