НЕ ОСОБО афишируемая первая встреча российско-американской Рабочей группы по Афганистану в Вашингтоне, которая прошла 1-2 августа, завершилась принятием совместного заявления, некоторые формулировки которого позволяют сделать несколько любопытных выводов. Главный из них: не исключено, что в перспективе Москва и Вашингтон предпримут совместные и весьма активные усилия для коренного изменения ситуации в Афганистане. Иными словами, могут сделать что-то конкретное для снижения влияния режима талибов на положение дел и в стране, и в регионе.
Возглавляли делегации первый заместитель министра иностранных дел России Вячеслав Трубников и старший заместитель госсекретаря по политическим вопросам Томас Пикеринг. Трубников, бывший директор Службы внешней разведки, совсем недавно назначен первым замом главы МИДа, и в сферу его компетенции входит кураторство вопросов отношений со странами СНГ. Однако опыт его предыдущей работы позволяет МИДу активизироваться не только на направлении внешней политики, связанном с Содружеством, но и в сфере борьбы с международным терроризмом. Многие вопросы, обсуждаемые на встрече, относятся к категории конфиденциальных. И не только потому, что это лишь первая встреча и выработанные рекомендации еще предстоит обдумать на более высоком уровне - глав внешнеполитических ведомств, а возможно, и президентов.
Россия и США вновь осудили исходящий из Афганистана терроризм и подтвердили стремление к сотрудничеству в борьбе с ним. Они призвали к выполнению в полном объеме резолюции 1267 Совета Безопасности ООН и к поддержке дальнейших мер, направленных против движения талибов из-за его отказа выполнять данную резолюцию.
Россия и США также осудили действия талибов, направленные на развитие незаконного производства и оборота наркотиков на контролируемой ими территории и использование наркодоходов для финансирования террористической деятельности.
Однако особое внимание обращает на себя завершающая часть принятого совместного заявления, в котором, в частности, говорится: "Обе стороны отметили необходимость разностороннего подхода с использованием дипломатических, правоохранительных и других мер в рамках закона в целях противодействия угрозе международного терроризма, исходящей из Афганистана, а также для создания условий, позволяющих сформировать в этой стране правительство на широкой основе".
Что за другие меры, которые следуют после дипломатических и правоохранительных? Вполне логично было бы предположить, что это могут быть меры либо экономического, либо силового давления, но в любом случае - репрессионного, санкционного характера. Тут приходят на память предупреждения помощника президента РФ Сергея Ястржембского о возможности нанесения превентивных ракетных ударов по базам террористов в Афганистане. Но это скорее из области гипотез, хотя определенную тенденцию при желании выстроить можно. Американские источники утверждают, что речь идет о мерах, которые будут направлены против руководства талибов и не коснутся непосредственно афганского населения. В частности, речь может пойти о замораживании банковских вкладов, запрете на полеты этих людей за рубеж, а также о введении эмбарго на поставку оружия.
Другой вопрос: что скрывается за формулировкой о создании правительства на широкой основе. Здесь возможны варианты. Первый - самый жесткий по отношению к талибам, предусматривающий полное изменение существующего режима посредством тех самых "других мер", представляется абсолютно нереальным: в нынешних условиях Россия и США даже при огромном желании и наличии общих устремлений не смогут бороться на уничтожение с силой, контролирующей почти 90% территории Афганистана, да к тому же на ее же земле. Поэтому, вероятно, речь может пойти об усилении внешней поддержки Северного альянса во главе с Ахмад Шахом Масудом. По крайней мере информированные источники в российском МИДе сообщили в беседе с корреспондентом "НГ", что согласование общих позиций России и США - это "сигнал прежде всего талибам с целью побудить их к переговорам". Переговоры, понятно, должны вестись с Северным альянсом. Тем более что Масуд давно выступает за коалиционное управление Афганистаном, при котором он, как и раньше, признавая верховную власть талибов, контролировал бы северную часть страны, стратегическую дорогу Север-Юг, а потому имел бы большой вес и свое слово при принятии правительственных решений. Талибы же, стремящиеся к укреплению централизованной власти, с этим не согласны.
Для России же принципиально важно продолжить поддержку Северного альянса, тем более что постоянно утверждается о массированной подпитке чеченских экстремистов из Афганистана, о связях чеченских террористов с талибами и с Усамой бен Ладеном. Кроме того, борьбой с бен Ладеном время от времени с переменной активностью занимаются и Соединенные Штаты. Известно, что сохраняют они контакты и с талибскими представителями.
И перед Россией, и перед США в связи с Афганистаном сейчас стоят две основные угрозы: терроризм и распространение наркотиков, о чем, собственно, и сказано в совместном заявлении. Однако у американцев, приложивших в свое время через ЦРУ и пакистанские власти руку к созданию движения "Талибан", рычаги влияния на талибов остались, чего нельзя сказать о России. С другой стороны, мы можем влиять и влияем на позицию Северного альянса. А потому с точки зрения регионального влияния соединение усилий по Афганистану весьма выгодно для российских внешнеполитических интересов. Прагматизм этого хода состоит в том, чтобы не отдать Афганистан одним лишь американцам, не сидеть сложа руки в тот момент, когда Вашингтон вновь намерен активно играть на афганском поле. Кроме того, совместная работа позволит при борьбе с терроризмом и распространением наркотиков избежать эксцессов, подобных ракетному обстрелу США территорий Судана и Афганистана в августе 1998 года, что тогда явилось нарушением Устава ООН, поскольку было сделано в обход Совета Безопасности.
Предполагается, что следующее заседание российско-американской Рабочей группы по Афганистану состоится в октябре.