Рисунок Вадима Мисюка
СУДЯ по всему, задуманная Владимиром Путиным структурная перестройка вертикали власти, направленная на ослабление политического влияния губернаторов и усиление Центра, вступает сегодня в новую фазу.
Созданные совсем недавно семь федеральных округов постепенно превращаются в полновесные территориальные структуры, обладающие мощными административными ресурсами. В то же время главы администраций субъектов Федерации независимо от экономической и демографической базы региона теряют те рычаги управления, которыми доселе они пользовались безраздельно и безотказно. Организация в округах новых силовых подразделений, взявших на себя не только контрольные функции, стала весьма красноречивой заявкой президента на то, что отныне для общения с "несговорчивыми" губернаторами в активе власти появился и "военный" язык приказа и персональной (вплоть до уголовной) ответственности. Создание в округах неких управленческих структур, по функциям весьма напоминающих окружные правительства, говорит о том, что и социально-экономические процессы будут унифицироваться и находиться под постоянным и бдительным вниманием Центра, чтобы ни одно самостоятельное решение местной власти не вышло из поля зрения полномочных представителей президента.
В отличие от своего предшественника Бориса Ельцина, создавшего в 1991 году институт полпредов только для того, чтобы они наблюдали за деятельностью "опытных хозяйственников" и своевременно докладывали наверх о случаях "саботажа" реформ и "прокоммунистической деятельности", Владимир Путин не только наделил своих "комиссаров" реальными должностными полномочиями, но и обеспечил им серьезную силовую и административную поддержку. И опять же, в отличие от первого президента России нынешний глава государства прекрасно понимает, что есть еще одно мощное оружие, без применения которого все реформы обречены на провал. Это средства массовой информации, которые не только ведут идеологическую "артподготовку", не только обеспечивают моральную поддержку проводникам очередной перестройки, но и закрепляют успех практически любого начинания - надо только знать, как и какими силами вести PR-кампанию.
До сего времени в регионах этим безотказным оружием пользовались губернаторы, которые создавали близкие к себе газеты и телеканалы, душили неугодную оппозиционную региональную прессу и выталкивали центральные СМИ из информационного поля субъектов Федерации. Это помогало им бороться с Кремлем за еще большую экономическую и политическую самостоятельность региона вплоть до суверенитета, воспитывало в людях местный патриотизм, который в конце концов повсеместно превратился в "анклавный" менталитет и обеспечивал "всенародную поддержку" на очередных губернаторских выборах. Теперь этим мощным информационным оружием будет пользоваться президент, вернее, его полномочные представители в семи федеральных округах.
Как удалось выяснить "НГ", существует план по переориентации некогда специально созданного "под Чечню" Российского информационного центра на PR-поддержку деятельности президентских наместников. "Под крышей" Росинформцентра планируется создать специальную структуру, которая будет курировать организацию и работу новых семи окружных газет и, возможно, семи окружных телекомпаний. (Напомним, кстати, что руководитель Росинформцентра Михаил Маргелов в конце прошлого года уже участвовал в пиаровской пропрезидентской кампании, став на некоторое время пресс-секретарем лидера движения "Единство" Сергея Шойгу.) Таким образом, Кремль одним выстрелом убивает двух зайцев - во-первых, лишает губернаторов их политического рупора в регионах, а во-вторых, получает собственную массовую трибуну для разъяснения россиянам политики президента и правительства. Разумеется, в новых средствах массовой информации заинтересованы не только федеральные власти, но и бизнесмены. По нашим сведениям, крупные рекламные агентства с большим интересом восприняли эту инициативу и выразили готовность спонсировать создание окружных СМИ. По другой информации, планы по информированию населения федеральных округов ограничиваются созданием семи окружных журналов и телепередач. Газеты же должны заменить специальные "окружные вкладки" к федеральным СМИ.
Нельзя исключать, что появление в регионах новых СМИ прокремлевской направленности положит начало информационной войне между президентскими наместниками и главами субъектов Федерации. Вряд ли губернаторы с прежней покорностью будут наблюдать, как Центр шаг за шагом отбирает у них рычаги влияния на регионы. К тому же известно, что губернаторская пресса неплохо финансируется местным начальством и зачастую пользуется немалой популярностью у населения.