ПРАВИТЕЛЬСТВО Канады 8 июня 2000 года провозгласило "новую, со времен холодной войны, внешнюю политику" по всем вопросам международного сотрудничества в Арктике и на Севере. Основные принципы "новой политики" изложены в специальном заявлении канадского МИДа и адресованы не только полномочным представителям американских "северян", таких, как Юкон, Нунавут и Северо-западные территории, но и сотрудникам дипкорпусов Дании, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, России и Соединенных Штатов.
Министр иностранных дел Канады Ллойд Эксвоси заявил на пресс-конференции по проблемам "новой политики", что отныне МИД берет под контроль всю деятельность Канады в Арктике и на Севере, начиная от "возрождения России" и до максимизации возможностей использования порта Черчилль в Манитобе. Времена изменились, говорится в заявлении канадского МИДа, если холодная война диктовала нам методы всяческих исключений и конфронтаций, то теперь настало время тотальной глобализации не только экономических, но и политических процессов. "Мощный информационный импульс высветил огромное значение Циркумполярного региона как мировой арены взаимодействия и кооперации", - говорится и заявлении. Вот так, ни больше и не меньше, оценивает сегодня правительство Канады значимость Арктики и Севера в жизни и деятельности народов мира.
А как же Россия? Какова позиция крупнейшей северной державы в деле международного сотрудничества в Арктике? От тотальной закрытости к полной открытости?
Что знают российские власти о Циркумполярном Севере вообще и проблемах взаимодействия северных стран и народов в частности? Что на шельфе много нефти и газа, но их трудно добывать без помощи иностранцев?
Кто отвечает за российскую северную политику? Те же, кто развалил в очередной раз Госкомсевер России и блокирует создание Министерства по делам коренных народов и развитию Севера?
Да и есть ли у российского правительства "северная политика" вообще, понимают ли в Кремле значимость Арктики не только для аборигенов и нефтегазовых магнатов, но для суверенитета России в целом, для принципиального усиления ее государственности и державности.
Неужели Москва до сих пор не поняла, что без Российских Северов ей уготована участь в лучшем случае Гонконга, в худшем - Макао...
Оглянитесь, господа правительственные чиновники, выйдите на "земной" уровень или "околоземную орбиту", где деревья не заслоняют леса. Мир не стоит на месте. Кроме России, на глобусе две сотни стран. Но только восьми из них выпало счастье прилегать к Арктике - поистине Олимпийской вершине земли. Образно говоря, Арктика находится в объятиях исключительно мощных, высокоразвитых во всех отношениях стран, своего рода "информационно-технологической элиты человечества".
Кто владеет Арктикой, владеет всем миром.
Чем заняты правительства северных стран? Какое место занимает Арктика в их ближайших планах? Какую роль будет играть Циркумполярный Север в третьем тысячелетии? Кто в Кремле думает об этом сегодня? Кто в стране и где готовит специалистов для северных дум и дел?
Завтра будет поздно.
Начиная с 2000 года США занялись проблемами "северной безопасности" всерьез и надолго. В настоящее время, в частности, контролируются все возможные пути выхода к Северному полюсу, исключая тем самым любое неамериканское господство в Циркумполярном регионе. Далее, арктическая "брешь" в мировом информационном пространстве постепенно заполняется путем массового вовлечения североведов в контролируемый ЦРУ Интернет, куда в последнее время вливается стихийный поток информации из России. Раньше американские спецслужбы пренебрегали сведениями, изложенными не по-английски, теперь они с благодарностью принимают любые североведческие материалы. Значительный объем информации о Российских Северах идет через Скандинавские страны, давно и активно сотрудничающие с американскими спецслужбами по всем вопросам безопасности в Арктике.
С одной стороны, США последовательно перекрывают все подходы к американской территории со стороны Арктики, а с другой - шаг за шагом осуществляется информационное обустройство трансарктических перелетов, которые в ближайшие годы станут рутинными. Разработана система трансарктических воздушных "туннелей", навигационных маршрутов, по которым будут регулярно курсировать суперсовременные авиалайнеры (на 600-700 пассажиров) между странами Пасифики и Атлантики. Каждое такое мероприятие может дать в перспективе прибыли до 50% объема сегодняшних затрат.
Создана система мелкомасштабных карт Циркумполярного Севера, которые подобно морским лоциям определяют основные надполюсные и околополюсные маршруты, всевозможные запасные варианты путей, площадки для экстремальных посадок, места будущих складов горючего и продовольствия. Естественно, карты будут уточняться и детализироваться из космоса в ходе последующих полетов космических шаттлов. Часть "белых пятен Арктики" на первых порах закрывается путем интер- и экстраполяции данных. Но без спецпрограмм НАСА, конечно, не обойтись. Несмотря на то что космические программы НАСА являются исключительно дорогостоящим способом получения информации, но, имея в перспективе трансарктические гражданские перевозки, эти затраты кажутся мизерными по сравнению с колоссальными выгодами надполюсных маршрутов. Да и есть ли иной, дешевый способ получения высокоточной информации об арктических регионах? Кстати, американцы постоянно говорят, что они не так богаты, чтобы иметь дело с дешевым товаром...
Что касается Канады, она подходит к северным проблемам не только глобально, но и конкретно. Разработана генеральная программа канадской политики в Арктике и на Севере, согласно которой выделено 10 млн. долларов на 5 лет (только 10 млн. долларов потому, вероятно, что арктические идеи пришли - думаем, не без нас, - тогда, когда не только бюджетный год, но и пятилетка были уже согласованы и утверждены) для детальной проработки четырех основных позиций:
1. Усиление безопасности и процветания канадцев, в первую очередь всех северян и аборигенов;
2. Обеспечение полного и абсолютного суверенитета Канады на Севере;
3. Установление Циркумполярного региона как своеобразного "пульсирующего геополитического тела, интегрированного в управляемую глобальную систему;
4. Повышение безопасности человека в условиях Севера и устойчивости развития Арктики.
В ближайшее время правительство Канады планирует следующие приоритетные акции: значительное усиление позиций Федерального совета по Арктике, который будет работать на уровне премьер-министра; созыв расширенного форума восьми Циркумполярных стран с участием аборигенов; становление и развитие Университета по Арктике, которому назначается роль лидера мировой североведческой науки.
Нашему поколению выпал редкий случай наблюдать гигантский качественный скачок в поступательном развитии мирового сообщества: в начале третьего тысячелетия мир переходит от национальных (внутригосударственных) количественных накоплений к формированию единого мирового экономического, информационного и культурного пространства. Процесс глобализации мировой экономики практически завершен. Общемировое информационное пространство, за исключением "арктической дыры", также существует и функционирует. Процесс взаимного проникновения культур идет полным ходом и завершится в ближайшие годы. Границы между странами и народами будут размываться более интенсивно, что в конечном итоге приведет к формированию двух-трех сверхдержав и "толпы" экономически слаборазвитых народов. Это может произойти уже в XXI веке, и по какую сторону окажется российская цивилизация и культура - полностью зависит от того, насколько они преуспеют в развитии основного своего богатства - Российских Северов.
Задолго до президентских выборов 2000 года мы отослали подобные материалы в Центр стратегических разработок Германа Грефа.
Ответа не последовало...
Июль 2000 г.
Апатиты-Нарьян-Мар-Москва