ВЧЕРА в 4 час. 44 мин. по московскому времени была успешно произведена автоматическая стыковка российского служебного модуля "Звезда" с международной космической станцией (МКС). Стыковка прошла без каких-либо замечаний и отклонений от намеченной программы. Значение этого события трудно переоценить как для российской, так и для международной пилотируемой космонавтики.
Дело в том, что вчера на околоземной орбите фактически была создана полноценная орбитальная станция, пригодная для длительного обитания на ней экипажа от 3 до 6 космонавтов. Теперь в составе МКС три компонента, два из которых - грузовой модуль "Заря" и модуль для работы и проживания людей "Звезда" - изготовлены в России, а модуль Unity - в США. Сам сегмент (функциональный грузовой блок и модуль Node-1) уже больше года ожидал "Звезду" на орбите. Естественно, что экспедиции посещения будут интернациональными. И первой среди них, уже в конце октября - начале ноября нынешнего года, станет экспедиция в составе россиян Юрия Гидзенко, Сергея Крикалева и американца Билла Шеперда.
Россия может испытывать законную гордость за произошедшее, хотя известно, что мы задержали вывод модуля на орбиту на два года, а следовательно, на столько же была задержана сборка всей МКС. "Этот период времени был заполнен поисками средств для служебного модуля, неоднократными угрозами конгресса США разорвать сотрудничество с Россией в рамках программы МКС или же как минимум лишить нашу страну статуса полноправного партнера и низвести ее до положения подрядчика", - отмечал эксперт по международной космической политике Юрий Караш (см. "НГ" от 12 июля 2000 г.).
Итак, пожалуй, самый существенный технологический этап в строительстве на орбите международной космической станции пройден. И хотя еще наверняка предстоит преодоление каких-то технических трудностей, самая главная проблема для будущего нормального функционирования МКС - психологическая. Дело в том, что МКС - первый космический пилотируемый проект, в котором Россия будет в лучшем случае исполнять роль лишь одного из его участников. Фактически подчиненное положение России в программе МКС Соединенным Штатам закреплено в "Межгосударственном соглашении", подписанном 29 января 1998 г. участниками проекта МКС. США, согласно этому документу, играют "главенствующую роль" в общем руководстве и координации международного сотрудничества в рамках проекта новой станции.
В принципе, на взгляд многих экспертов, ничего страшного в этом нет, наступает время крупномасштабных космических проектов. МКС - первая из их числа. Россия может участвовать в этих проектах, внося свой вклад и "железом", и мозгами - новыми техническими решениями, участием в разработке программ научных исследований на орбите. Но решения о реализации этих предложений будем принимать уже не мы. Вернее, отнюдь не только мы. МКС - все-таки не наша станция, хотя мы там и активно собираемся работать. Своя, национальная программа космических исследований теперь должна будет строиться с учетом этого фактора.
Тем не менее вчерашняя стыковка "Звезды" с МКС еще раз однозначно доказала, что у российской пилотируемой космонавтики есть будущее после "Мира".