ПОСЛЕ долгой оргподготовки полномочные представители президента в округах разом предприняли ряд конкретных действий в виде рабочих поездок, совещаний, пресс-конференций. Успехи оказались как нельзя кстати - как раз к состоявшемуся вчера заседанию Совета безопасности, посвященному проблемам исламского экстремизма. У новой властной иерархии свои порядки. Похоже, отныне форумы СБ, на которые регулярно съезжаются в Москву президентские наместники, будут задавать новый ритм не только для отчетности, но и для региональной жизни.
Полпреды с разной степенью решительности принялись за дела, видимо, не опасаясь конфликтов и разногласий с представителями региональной элиты. Полпред Северо-Западного федерального округа Виктор Черкесов предпринял двухдневную поездку по региону и впервые подробно рассказал о своих планах. Из выступления Черкесова следует, что одним из главных вызовов времени он считает "реформирование экономики России" и появление оппозиционных региональных элит. По его словам, никогда прежде в истории российские регионы не имели такой "политической самодостаточности". Создание федеральных округов в качестве реакции на это явление полпред считает ответом на "абсолютную потребность общества".
По-видимому, отдавая должное кадрам, которые решают многое во вновь складывающейся властной иерархии, в качестве первого шага он взял под контроль начавшуюся предвыборную кампанию губернатора Архангельской области Анатолия Ефремова. Сообщив, что владеет "полной и объективной информацией" о потенциальных соперниках губернатора, равно как и перипетиях предвыборной гонки, Виктор Черкесов поспешил успокоить: он не собирается вмешиваться в состязательный процесс и тем более не будет "включать некие рычаги", которые могли бы помочь привести в губернаторское кресло "наиболее благоприятного для федеральной власти кандидата". Его дело - обеспечить закон и порядок на выборах.
А вот полпреду Центрального округа Георгию Полтавченко, который исповедует компромиссы в качестве главного метода работы с подведомственными ему губернаторами, избежать конфликта все-таки не удалось. У него наметились явные разногласия с мэром Москвы Юрием Лужковым по вопросу разрешительной регистрации в столице. В ответ на призыв Полтавченко отменить противоречащий решению Конституционного суда институт обязательной регистрации, Юрий Лужков сделать это отказался. Мэр сослался на то, что московские власти таким способом "частично реализуют государственные функции по защите граждан от гастролеров и преступных элементов". Впрочем, столичный градоначальник пообещал из уважения к президентскому человеку все-таки с ним "не ссориться", а спокойно проанализировать ситуацию и расставить все по своим местам.
Экономические проблемы регионов каждый из семерки тоже решает по-своему. Так, полпред Сибирского округа Леонид Драчевский - в недавнем прошлом министр иностранных дел СНГ - дипломатично заявил журналистам, что не намерен брать на себя обязанности губернаторов и будет "контролировать только те процессы, которые имеют федеральную значимость". Между тем такой значимостью, как оказалось, обладает в его округе широкий спектр вопросов - от сельского хозяйства до военно-промышленного комплекса. Именно с них и начал Драчевский, проведя совещание с аграриями и силовиками в округе.
Проблемами ВПК пришлось заняться и Виктору Черкесову, тем более что на подведомственной ему территории находятся стратегически важные объекты - космодром Плесецк и центр атомного судостроения в Северодвинске. С них он и начал свое первое турне, пообещав сдержать данное президенту слово и превратить Плесецк в основную космическую базу России. Полпред намерен разобраться с министерствами-должниками, которые задерживают работу научных и промышленных объектов, обеспечивающих работу стратегических объектов (40% оборудования космодрома производится на предприятиях Северо-Западного округа).
Другой вопрос, которому полпреды уделили пристальное внимание, - создание единого информационного пространства и работа со СМИ. К нему полпреды отнеслись особенно деликатно, дружно заверив, что никаких гонений на прессу не ожидается и, напротив, проявив готовность к конструктивному сотрудничеству. Виктор Черкесов оказался решительнее своих коллег: он призвал "мощные региональные телеканалы" к информационной экспансии "за пределами своих регионов" и обнародовал варианты организации единого телевещания на территории округа. Один из них - создание окружной дирекции ВГТРК.
После первых конкретных усилий, предпринятых президентскими полпредами, стало ясно: президентские посланники скромничают, приписывая себе лишь координационно-совещательную роль. Их полномочия явно выходят за рамки третейских судей по правовым вопросам. Окончательно похоронили этот миф факты о вверенных им финансовых рычагах, которые долго замалчивались. Как стало известно "НГ", возложенная на "семерку" координация представительств федеральных органов будет дополнена их опорой на специальные внебюджетные фонды. Согласно непреложному российскому закону самовозрастания капитала, сопряженного с реальной властью, вполне можно ожидать формирования в недалекой перспективе под московской дланью семи новых центров финансово-экономического могущества. Семеро президентских наместников постепенно прибирают к рукам реальный контроль над своими сверхрегионами. Оказалось, что они намерены идти гораздо дальше простой координации федеральных ведомств на местах, о чем говорилось при их назначении.