ЕГОР СТРОЕВ пообещал Кремлю, что в последний день заседания верхней палаты парламента сенаторы выступят с инициативой принятия закона о конституционном собрании. Губернаторы, которых не устраивают президентские законопроекты о реформе, неоднократно выступали с инициативами внесения изменений в Основной закон государства. Однако закона о Конституционном собрании (КС), которое имеет право изменять Конституцию, до сих пор нет. Есть лишь его проект, который был внесен в Госдуму в самом конце июня членами фракций СПС, КПРФ, "ЯБЛОКО" и "Отечество". Вчера нижняя палата ушла на каникулы, так что его рассмотрение откладывается как минимум до осени.
Напомним, что предложения по поводу изменения Конституции поступали и ранее, но их содержательная часть Кремль не устраивала. Сейчас же власть фактически поставила перед собой задачу перехватить инициативу губернаторов. Как утверждают источники "НГ" в администрации президента, в ближайшее время Кремль менять Конституцию вообще не намерен. Само начало этого процесса могло бы поставить под вопрос все путинские реформы, особенно перестройку вертикали власти. По словам собеседников "НГ", решать эти вопросы параллельно просто невозможно. Хотя принять закон о Конституционном собрании можно было уже осенью. Проект закона есть, и хотя с администрацией президента он пока не согласовывался, все же интересам Кремля вполне отвечает. Как пояснил в интервью "НГ" разработчик закона о Конституционном собрании, член фракции СПС Борис Надеждин, смысл проекта сводится к тому, чтобы сделать процесс изменения Основного закона страны "сложным и содержательным". По его словам, это будет возможно лишь при общем желании Кремля, сенаторов и депутатов.
Требования к предложению о пересмотре 1, 2 и 9-й глав Основного закона подразумевает, к примеру, приложение к этой инициативе проекта новой Конституции, а также перечень свода федеральных законов, которые в связи с этим потребуется изменить. Процедура рассмотрения предусматривает прохождение нового проекта через определенные рабочие структуры. Его первой инстанцией должен стать профильный комитет Госдумы, после одобрения которого проект переходит в нижнюю палату парламента (в срок не более трех месяцев со дня внесения предложения). На думском уровне его могут принять 3/5 депутатов палаты. Только в этом случае он отправляется в Совет Федерации, где должен пройти аналогичную процедуру. И лишь на 30-й день после одобрения проекта верхней палатой парламента должно быть созвано конституционное собрание во главе с председателем Конституционного суда.
В редакции "надеждинского" законопроекта в состав конституционного собрания должны входить президент, члены СФ, судьи Конституционного суда, а также председатели Верховного и Высшего арбитражного судов. От нижней палаты парламента в собрание должны войти 100 депутатов, пропорционально составу депутатских объединений и числу депутатов, избранных по общефедеральному и одномандатным округам, включая спикера нижней палаты. Право на заполнение аналогичной квоты новый законопроект отдает главе государства, которому придется отобрать 100 человек, "имеющих высшее юридическое образование и обладающих признанной квалификацией в области права", но не из числа членов Федерального собрания.
В структуру конституционного собрания по новому законопроекту должны входить председатель, любое распоряжение которого может быть отменено участниками собрания, три зампреда, определяющиеся в результате тайного голосования из числа кандидатов, выдвинутых членами собрания. Кроме того, структура КС подразумевает наличие совета, в который входят председатель собрания, его замы, глава государства, а также председатели Совета Федерации, Верховного и Высшего арбитражного судов. Этот орган по новому законопроекту наделяется организаторскими функциями. В структуре собрания подразумевается создание рабочей палаты (не более 90 человек КС, как минимум половина из которых должна иметь высшее юридическое образование) в случае принятия решения о доработке проекта.
Решение о неизменности Основного закона может быть принято уже на первом заседании КС, причем простым большинством голосов. Если же этого не происходит, проект выносится на обсуждение собрания. Затем он может быть принят за основу, после чего отправляется на доработку в рабочую палату. Если и этого не происходит, на заседание собрания выносится вопрос о принципиальном одобрении пересмотра положений Конституции, после чего также возможно два пути - доработка в рабочей палате или прекращение полномочий КС. Если собрание дважды не принимает решения об одобрении проекта в целом, то Конституция считается подтвержденной, а КС - самоликвидируется. Полномочия собрания также прекращаются с момента принятия нового Основного закона государства.
После того как проект принят за основу, поправки к нему имеют право вносить члены собрания и законодательные органы субъектов Федерации. Поправки считаются принятыми, если за них проголосовали не менее половины членов КС. Сам же закон считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей собрания. Предусматривается также вынесение проекта новой Конституции на всенародное голосование, решение о проведении которого считается в силе, если за него проголосовали не менее 3/5 от общего числа собрания. Постановление КС о проведении всенародного референдума направляется президенту и парламенту. Не позднее 5 дней глава государства по закону назначает дату его проведения.
Скорее всего именно на этот проект закона о Конституционном собрании сделает ставку Кремль. Тем более что на изменение Конституции по "надеждинскому" варианту потребуется так много и времени, и ресурсов, что это объективно поможет власти держать процесс изменения Конституции в своих руках.