С ТОГО момента, когда в Федеральное собрание поступили президентские законопроекты, направленные на укрепление властной вертикали, неоднократно поднимался вопрос о соответствии Конституции некоторых их положений. Поэтому заявление члена Совета Федерации Николая Федорова о необходимости направления запроса в Конституционный суд не стало неожиданностью. Глава Чувашии всегда указывал, что Закон "Об общих принципах...", наделяющий президента РФ правом отстранять от должности губернаторов и распускать законодательные собрания субъектов Федерации, является грубейшим нарушением Основного закона, в котором не допускается внесудебная процедура привлечения граждан России к ответственности. Кроме того, глава Чувашии заявил, что нынешние законы являются фактическими поправками к Конституции, которые незаконно "принимаются в виде обычных нормативных актов".
Запрос о конституционности законопроектов "О порядке формирования Совета Федерации" и "Об общих принципах организации..." по Конституции РФ должен быть подписан одной пятой СФ - примерно 36 членами верхней палаты парламента. Правда, в канцелярию суда примут запрос, подписанный меньшим числом "просителей", но тогда к документу должно быть приложено сопроводительное письмо за подписью председателя палаты Егора Строева. В принципе, по Конституции обратиться в суд может и один Николай Федоров, поскольку он является субъектом исполнительной власти. Однако гораздо более эффектным будет выглядеть документ, подписанный в лучших советских традициях "группой товарищей".
Если решение о запросе в Конституционный суд, как того хотят некоторые губернаторы, будет принято на последнем летнем заседании сенаторов 26 июля, то процесс судебного разбирательства может затянуться до следующей весны. В настоящий момент все конституционные судьи находятся на летних каникулах. Как пояснили "НГ" источники в КС, безусловно, губернаторский запрос будет зарегистрирован в канцелярии, после чего один экземпляр письма поступит в секретариат, а второй - председателю КС Марату Баглаю. Именно он принимает решение, кто из 19 судей станет судьей-докладчиком по данному вопросу. Согласно процедуре рассмотрения дел в КС, у судьи-докладчика будет примерно два месяца на изучение дела и составление проекта итогового решения КС, а также перечня вопросов, подлежащих обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения. Запрос может рассматриваться либо на заседании палаты (они проходят два раза в месяц), либо на пленарном заседании, которое проходит раз в месяц. Ближайшее пленарное заседание намечено на 3 октября. И даже в этом случае только судьи имеют право решить: поставить запрос в общую очередь на 5-6 месяцев или же сделать исключение ввиду важности законопроектов.
Как бы то ни было, факт обращения сенаторов в суд особенно не изменит ситуацию: вплоть до принятия решения судьями действие закона не приостанавливается. Кроме того, решения Конституционного суда не имеют обратной силы, а неблагоприятный исход слушаний может нанести дополнительный удар по самолюбию нынешних сенаторов. Однако сейчас никто с уверенностью не может утверждать, что инициатива сенаторов закончится крахом. Некоторые юристы полагают, что к первому законопроекту почти нельзя придраться, а вот определенные положения законопроектов "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов..." и "Об общих принципах организации местного самоуправления..." все же можно попытаться оспорить в КС с довольно высокой вероятностью выигрыша дела (около 50%). Так, в Конституции РФ нет упоминания о том, что президент имеет право отстранять от должности губернаторов и распускать законодательные собрания субъектов Федерации. Именно по этому пункту, считают юристы, законопроект "Об общих принципах..." может быть оспорен сенаторами в Конституционном суде как наиболее опасный для членов Совета Федерации. Есть основания и для признания неконституционными ряда положений закона о местном самоуправлении. Однако в целом думские эксперты в беседе с корреспондентом "НГ" оценили шансы сенаторов на выигрыш дела в КС как минимальные. По словам одного из лидеров СПС, оттянуть введение в действие законов в случае признания их отдельных пунктов несоответствующими Конституции нельзя, а "шоу губернаторы устроить могут".
Кроме того, некоторые сотрудники администрации президента, имевшие отношение к разработке президентских законопроектов, не скрывают, что проводили предварительные консультации с Конституционным судом. И, скорее всего, вносить законопроекты без положительной оценки при проверке их соответствия Основному закону Кремль не решился бы.