ПРИНЯТИЕМ совместного заявления по вопросу стратегической стабильности завершилась вчера беседа президентов России и США Владимира Путина и Билла Клинтона на Окинаве незадолго до официального начала встречи в верхах "большой восьмерки". Похоже, что Владимир Путин старается увязать в одно целое свои последние переговоры, на которых серьезнейшим образом обсуждались проблемы стратегической стабильности, и в частности противоракетной обороны: в Пекине - с Цзян Цзэминем, в Пхеньяне - с Ким Чен Иром и вот теперь с президентом США Биллом Клинтоном - в городе Наго на Окинаве.
Многим это может показаться попыткой соединить несоединимое. Однако только таким образом можно не допустить развала договора по ПРО и развертывания системы национальной противоракетной обороны США. С чего-то начинать необходимо.
Проведя успешные переговоры с Ким Чен Иром, Путин получил от него своего рода гарантию того, что ракетные программы Северной Кореи носят мирный характер. Об этом же он вчера сказал Клинтону. Естественно, ответа от американского президента сразу не последовало. США будут думать, думать долго. Но, возможно, информация Путина о мирной направленности ракетной программы Пхеньяна подтолкнет Клинтона к решению отложить вопрос о развертывании национальной системы ПРО. В любом случае для окончательного решения потребуется немало времени. А пока стороны пытаются двигаться навстречу друг другу мелкими шажками, одновременно налаживая сотрудничество по примыкающим непосредственно к проблеме национальной ПРО вопросам, искать точки соприкосновения.
Так, во вчерашнем совместном заявлении по итогам встречи "США и Россия подчеркивают, что продолжение укрепления глобальной стабильности и международной безопасности является сегодня одной из наиболее важных задач". Вероятно, небольшое движение вперед (но пока только с нашей стороны) произошло в плане дискуссии о продолжении процесса разоружения. Как сообщил вчера по итогам российско-американской встречи в верхах глава МИД РФ Игорь Иванов, Владимир Путин передал коллеге из США российские предложения по основным направлениям переговоров по Договору СНВ-3. Как сказано в совместном заявлении, "США и Россия начали более интенсивные обсуждения вопроса о скорейшем вступлении в силу Договора СНВ-2 и дальнейших сокращениях стратегических сил в рамках будущего договора СНВ-3, а также вопросов ПРО".
Несколько двусмысленно может трактоваться один из пассажей заявления - "США и Россия готовы возобновить и расширить свое сотрудничество в области ПРО ТВД, а также рассмотреть возможности подключения к этому других государств".
В то же время для Москвы принципиально важно, что сохраняется открытость к многостороннему сотрудничеству по проблеме ПРО, поскольку в этом вопросе большинство стран на нашей стороне. Правда, по словам Игоря Иванова в ответ на вопрос корреспондента "НГ", Путин и Клинтон не говорили, о каких конкретно странах идет речь. "Сотрудничество открыто для тех стран, которые изъявят желание", - сказал Иванов. А пока официально о намерении присоединиться к работе в сфере создания систем противоракетной обороны не говорил никто (если не брать в расчет достаточно общую и предварительную позицию Германии по вопросу о возможном подключении европейских стран к работе совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями обычных ракет. Напомним, Россия и США договорились об этом на июньском саммите в Москве).
Кроме того, США и Россия заявили о своей приверженности поиску новых путей сотрудничества в целях ограничения распространения ракет и ракетных технологий. Москва и Вашингтон "будут совместно работать над новым механизмом и дополнением к режиму контроля над ракетными технологиями (РКРТ). Этот механизм совмещал бы предложение России о глобальной системе контроля (ДСК), американское предложение о кодексе поведения в ракетной области, а также механизм РКРТ, который США и Россия продолжат укреплять". Стороны также выразили готовность расширить обсуждение вопросов, относящихся к угрозе распространения ракет и ракетных технологий.
Клинтон и Путин на своей вчерашней встрече, которая продолжалась около часа, не ограничились обсуждением только вопросов стратегической стабильности. Экономические вопросы, по словам Игоря Иванова, на российско-американской рабочей встрече в верхах не обсуждались ни в каком виде.
Отдельной скандальной темой могла бы стать проблема российско-французских отношений в свете саммита "восьмерки". По плану в расписании президента России стоят двухсторонние встречи с главами всех государств "большой восьмерки", за исключением Жака Ширака. Как заявлялось накануне неофициально, отказ российского руководства устроить отдельную двухстороннюю встречу Путина и Ширака был основан на жесткой позиции руководства Франции по вопросу, касающемуся скандала с делом швейцарской фирмы "Нога", которая предъявила иски к российскому правительству, в результате чего французский суд арестовал счета российских дипломатических представительств на территории Франции, а также совсем недавно, как известно, российский бриг "Седов", который до сих пор находится под арестом.
Так или иначе, вчера Путин и Ширак сидели за одним столом на общем обеде, и, как сказал Игорь Иванов, "нельзя исключать никаких вариантов". Вполне возможно, что такая встреча состоится и на ней Ширак и Путин могли бы на самом высшем уровне снять все нерешенные и острые вопросы в отношениях с Москвой и Парижем. Вчера же, помимо встречи с Клинтоном, у Путина состоялась еще только одна, с премьер-министром Великобритании Тони Блэром - последний, кстати, накануне этой встречи заявил, что поддержит просьбу России о реструктуризации долгов Москвы, если Путин такую тему поднимет.
Сегодня и завтра российский президент продолжит участие в работе встречи "восьмерки", а также проведет и двухсторонние встречи с канцлером ФРГ Герхардом Шредером, премьер-министром Италии Джулиано Амато, хозяином саммита японским премьером Иосиро Мори, главой Еврокомиссии Романо Проди, премьер-министром Канады Жаном Кретьеном.
Окинава