ПАРАДОКС: в зарубежных СМИ и общественном мнении образ нашей страны, ее народа даже в критические ситуации холодной войны был менее негативным, нежели ныне, когда Россия признала главные ценности Запада - рыночную экономику и политический плюрализм. Демонизация советской системы сочеталась с сочувствием к народу-богоносцу, мученику, наследнику великого культурного прошлого. Сегодня многоканальные СМИ отлучают от цивилизованного мира уже не систему, но российское общество. Испарились благородные персонажи Тургенева, Достоевского, Толстого. На телеэкранах любой страны только три сюжета отражают будни россиян (таковыми нарекли всех граждан СНГ) - война в Чечне, криминал, коррупция. Словом, необузданная, с хватательными рефлексами генетически ущербная популяция. Так культивируемая мозговыми центрами Запада подлая русофобия сменила примитивный антисоветизм времен "железного занавеса".
Общество кровно заинтересовано в создании государством защитных механизмов, которые способствовали бы формированию за рубежом объективного взгляда на российскую действительность. События последнего времени, включая президентскую реформу государственного устройства России, подтверждают актуальность одной из ключевых национальных задач. Есть у нее не столько противники, сколько скептики.
Высказываются опасения, что укрепление позиций государства в сфере СМИ подрывает принцип свободы печати. Но, во-первых, речь идет не вообще о СМИ, а о ее специализированных органах вещания за рубежом. Конечно, грош цена коммуникаторам, неизвестным населению собственной страны. К тому же государственные ведомства, вплоть до районного уровня, обросли звонкими аллилуйщиками, подтверждающими факт "пиаризации всей страны". Во-вторых, диктат кондового Агитпропа сменился информационно-финансовым тоталитаризмом. Все новые олигархические кланы (например, "Газпром", "ЛУКОЙЛ", Альфа-банк) создают медиаимперии, форсирующие гонку "информационного вооружения".
Нередки и утверждения о невозможности проведения информационных кампаний за рубежом, поскольку у россиян еще не вызрела национальная идея. Судьбоносность вопроса - за рамками статьи, потому ограничимся констатацией многомерности этого понятия. Ярчайший выразитель национальной, точнее, государственной идеи Российской империи - "самодержавие, православие, народность" - Константин Победоносцев был обер-прокурором Синода (1880-1905 г.) в канун трагических событий, положивших начало рождению нового государства. Его народы по-настоящему восприняли государственную идею как общенациональную лишь в Великую Отечественную войну. В остальные семь десятилетий идеологический аппарат культивировал, и не без успеха, синдром "осажденной крепости" (не считать же национальной идеей партийный девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"), а в последующем - кодекс поведения одной из двух сверхдержав.
Однако национальная идея - не фрукт, у которого есть естественный период созревания, и никому не ведомо, когда народы России выстрадают искомую идею в качестве объединяющего фактора. Не ждать же этого дня. Достаточно, что руководство государства сформулировало приоритеты в областях внутренней и внешней политики. Их популяризация за рубежом, в более широком диапазоне - создание пристойного образа России, и есть наипервейшая задача внешнеполитической пропаганды.
Пропаганда - такая же осязаемая реальность, и сей нуждающийся в реабилитации термин бытовал еще в эпоху Римской империи. Здравствует поныне. "Педагог учит, как думать, а пропагандист - что думать" - эта крылатая фраза принадлежит известному американскому специалисту в области теории и практики СМИ, в годы войны начальнику отдела планирования "операций в сфере морали" Управления стратегических служб - предшественника ЦРУ М.Чукасу.
Сегодня США и другие страны НАТО, их многоликие союзники, а также исповедующие радикальные идеи ислама государства превратили круглосуточный и массовый антироссийский "черный пиар" в целенаправленные акции информационных войн. Планировщики и организаторы этих войн используют два основных преимущества - однополярность мира и глобализацию пространства.
Нет худа без добра, и после ощутимых потерь на фронтах информационных войн российское руководство осознало необходимость адекватной защиты государства на уровне его национальных интересов. В рамках концепции национальной безопасности впервые были прописаны интересы в информационной сфере в контексте усиливающихся угроз: стремление "ряда стран" к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснение России с внутреннего и внешнего информационного рынка, разработка концепции информационных войн, нарушение нормального функционирования информационных ресурсов, несанкционированного к ним доступа. В конце июня Совет безопасности РФ одобрил доктрину информационной безопасности. При всем сходстве упомянутых документов в последнем, более пространном, выдвинута задача информационного обеспечения деятельности государства.
Практика подтверждает изречение: "Тот, кто владеет информацией, владеет миром". За последнее десятилетие в обстановке "коммуникационной революции" объем информации ежегодно удваивается. Новейшие технологии, особенно Интернет, меняют структуру экономики мира (в США доходы этой отрасли в 1999 г. удвоились по сравнению с предыдущим годом, составив 624 млрд. долл.) и его видение. Нежданный гость днем и ночью стучится буквально в каждую дверь. При этом Запад делает все для маргинализации России в мировом информационном пространстве, включая наше ближнее зарубежье.
Повышенная опасность - фактическая дискриминация России в ее собственном "информационном доме". По прикидкам, в объеме задействованных в России информационных ресурсов удельный вес зарубежных превосходит отечественные в 15-20 раз. Превосходство определяется рядом слагаемых: высокими стандартами используемых в России зарубежных коммуникационных систем, особенно телекоммуникационных; внедрением иностранного капитала в материально-техническую базу СМИ, рекламным бизнесом, закинувшими невод в российскую глубинку телесетями; в функционировании действующих и новых органов массовой информации - закон о СМИ запрещает иностранцам быть их учредителями, но лазейки для инфильтрации всегда находятся.
В прямом смысле чужой голос и у развлекательных телевизионных программ, бесконечных "мыльных опер". От единственного незрячего депутата Госдумы и одного из самых проницательных людей сибиряка Олега Николаевича Смолина как-то услышал фразу: "Когда наши люди мечтали жить, как в Италии, то засматривались фильмами Феллини. Сейчас в стремлении жить, как в Мексике, смотрят "Просто Марию". Кстати, во многих странах с целью защиты национального кино и телепроизводства установлена жесткая квота для зарубежных фильмов. В США лишь 1% телепродюсеров - иностранцы, правительство - в горстке крупнейших рекламодателей, и не зря Вашингтон называют "Голливудом на Потомаке".
Горячие головы сетуют на "оккупацию российского информационного пространства". Воздержусь от крайних оценок. Однако в информационном обеспечении деятельности государства, конкретно - во внешнеполитической пропаганде, необходимо переходить от слов к делу. И прежде всего создать его работоспособный механизм. Готов повторить то, о чем писал два года назад: в национальных интересах страны - адресная и эффективная внешнеполитическая пропаганда на базе объединения в холдинг по крайней мере трех существующих государственных организаций - РИА "Новости", Российского центра международного научного и культурного сотрудничества и вещающей за рубеж радиокомпании "Голос России". К этому следовало бы добавить пропаганду русского языка, прежде всего в ближнем зарубежье. Также в национальных интересах, чтобы руководитель государственного холдинга был включен в подведомственный президенту блок силовых министров. В противном случае предельная межведомственная иерархия такого руководителя сделает его фигурой показушной, а функцию - профанирующей. Замечу, что в начале президентского послания Федеральному собранию содержится утверждение, что образ России за рубежом - вопрос и репутации, и национальной безопасности государства.
Общеизвестно, что в разных странах люди не похожи друг на друга, над одним и тем же одни смеются, иные плачут. Потому формы и методы, концептуальные акценты во внешнеполитической пропаганде должны учитывать и глобальный масштаб, и специфику конкретных стран и аудиторий. Итог или эффективность измеряется многозначной шкалой - от притока иностранных инвестиций до отношения к нашему рядовому туристу. Программа не на месяцы - на годы. Но без нее нам не выжить.