ПРОЦЕСС приведения регионального законодательства в соответствие с федеральными законами начался и в Москве. Представители московского подразделения Генпрокуратуры обратились с протестом в Мосгорсуд, потребовав внести коррективы в 14 городских законов. В число этих законодательных актов входят законы города "Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию", "О мэре и вице-мэре Москвы", "О правительстве Москвы", "О территориальной единице с особым статусом "Московский международный деловой центр "Москва-Сити", "О плате за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками на территории города Москвы" и некоторые другие. Все они в свое время прошли предусмотренную процедуру экспертизы в Министерстве юстиции и таким образом явились логичным продолжением правового нормотворчества Центра. Однако процесс становления федерального законодательства во второй половине 90-х годов шел столь интенсивно, что ряд положений отдельных законов стремительно устаревал. Известно, что любой новый федеральный закон автоматически требует внесения поправок в правовые акты, принятые субъектами Федерации. Тем более, когда речь идет о ряде сфер, находящихся, согласно Конституции РФ, в совместном ведении Центра и регионов.
Так, закон "О мэре и вице-мэре Москвы" от 17 июня 1996 г. был одним из первых правовых актов, определяющих круг обязанностей, статус и процедуру отрешения от должности главы города федерального значения. Однако его 4-я статья вводила ценз оседлости для желающих быть выбранными на должности мэра и вице-мэра - они должны были проживать в столице "не менее одного года до дня выборов". Коррекция этого правового акта была проведена много позже, в разгар предвыборной кампании 1999 г. в Законе # 22 "О выборах депутатов Московской городской Думы, мэров и вице-мэров", который снял ограничение избирательных прав. Но депутаты Мосгордумы (или же это был просчет правового управления мэрии?) не довели процедуру до конца: в правовой акт "О мэре и вице-мэре" поправка внесена не была.
Однако депутаты Мосгордумы не собираются целиком и полностью переписывать свое законодательство. Поэтому диалог с первым замом московского прокурора Геннадием Матюшовым на заседании комиссии по законности и безопасности Мосгордумы получился более чем оживленным, поскольку из пяти противоречий, найденных прокурором, депутаты признали только три, а два предпочитают отстаивать. Например, они не согласились с протестом прокуратуры по 14-й статье Закона "О муниципальной службе" относительно права муниципальных органов при приеме граждан на работу помимо обычного набора документов, требовать медицинское заключение о состоянии здоровья по форме, утвержденной Комитетом здравоохранения. Прокуратура напомнила депутатам, что предоставление подобной справки при приеме на работу не предусмотрено ни трудовым кодексом, ни иными федеральными актами. Тем не менее вопросы трудового законодательства входят в компетенцию совместного ведения субъектов Федерации и федерального Центра, поэтому и законодатели продолжают настаивать на своем решении.
Неожиданная поспешность прокуратуры с обращением в Мосгорсуд вызвала законное недоумение у московских законодателей, которые всегда стремились к сохранению рабочих отношений с органами следствия и надзора. Источник "НГ" высказывает подозрение, что работники прокуратуры были попросту "испуганы" давлением сверху, хотя московская прокуратура регулярно вносила протесты как в адрес законодателей, так и исполнительной власти, которые не всегда приносили результаты. Правда, протесты эти в гордуме получали авторы законов, которые неохотно шли на сотрудничество. Теперь московским думцам придется срочно менять регламент работы, чтобы успеть вовремя (а до суда у них есть только месяц) внести необходимые поправки. Сейчас формируется состав рабочей группы из депутатов гордумы, представителей Управления юстиции и Московской прокуратуры.