0
506
Газета Политика Интернет-версия

19.07.2000 00:00:00

Сенаторы ищут работу

Тэги: Путин, Госсовет


ПРОТИВОСТОЯНИЕ верхней палаты парламента с президентом, пытающимся реорганизовать систему федеральной власти, вступило в новую фазу. Сенаторы, обиженные "явно несправедливым" к ним отношением со стороны Кремля и Госдумы, хотят теперь доказать, что уход глав регионов из Федерального собрания означает не только коллапс власти, но и потенциальный развал государства.

Заявление Владимира Путина о том, что он поддерживает "мягкий вариант" закона, не убедило нынешних членов Совета Федерации в том, что президент готов к конструктивному диалогу. Более того, сенаторы идут в наступление. Глава Совета Федерации Егор Строев попросил президента рассмотреть возможность внесения в Конституцию России комплекса поправок и предупредил, что 26 июля сенаторы выступят с инициативой принятия закона о Конституционном собрании. Эту инициативу Строев объяснил тем, что система исполнительной вертикали власти явно "не отработана", что путинский вариант не дает ясного представления о судьбе местного самоуправления и что, формируя Федеральное собрание, пора наконец вернуться к палате национальностей.

Желание "подправить" Конституцию сегодня овладело многими политиками. Нынешняя ситуация во многом напоминает осень 1998 года, когда о необходимости изменить Основной закон говорили как о самом насущном, без чего невозможно продвижение вперед. Правда, политическая мизансцена выглядела тогда совсем по-другому: падающая экономика, отправленный в отставку Кириенко, слабый президент и реально нависшая над ним угроза импичмента. Собственно, Конституцию хотели изменить именно для того, чтобы "подкорректировать" взаимоотношения между президентом, правительством и парламентом. Не доверяя больному Ельцину, депутаты пытались прописать законодательные гарантии, чтобы президент впредь не мог менять премьеров "как перчатки", чтобы председателя правительства контролировал не хозяин Кремля, а парламентарии. Поскольку закона о Конституционном собрании не было (как нет его и сейчас), а желание немедленно усовершенствовать Конституцию и таким образом "приструнить" президента было велико, политики предлагали свои варианты законотворчества. Так, Геннадий Зюганов выступал за то, чтобы "700-800 представителей могли собраться вместе и решить этот вопрос". Что это за "представители" и кто конкретно их будет делегировать, лидер КПРФ не уточнял. Евгений Примаков постоянно озвучивал идею о вице-президенте, который "подстраховывал" бы президента и в его отсутствие руководил бы Совбезом. Горького опыта двух вице - Янаева и Руцкого, которые не столько "подстраховывали", сколько подсиживали президентов, Евгений Максимович явно не учитывал, видимо, имея в виду некоего конкретного человека на этот пост. Но были и противники сиюминутного усовершенствования Основного закона. В частности, один из авторов действующей Конституции Виктор Шейнис. Слова, сказанные им два года назад, актуальны и сегодня: "Мы не "сверхпрезидентская", а "недопарламентская", "недосудебная" республика".

Требования внести изменения в Конституцию воспринимались два года назад как попытка реванша со стороны оппозиции, поскольку "ельцинская" Конституция 1993 года не была продуктом широкого общественного согласия. Демократы выступали за президентскую республику, коммунисты - за парламентскую. Кто победил в этом противостоянии, тот и утвердил главный закон страны и основу конституционного строя. Сегодня требования изменить Конституцию - это та же попытка реванша со стороны оппозиции. Правда, в роли оппозиционеров на сей раз выступают "законодатели-исполнители", то есть сенаторы. По закону менять Конституцию можно двумя путями. Первый путь почти непроходной: за изменение Основного закона должны проголосовать две трети депутатов Госдумы, три четверти членов Совета Федерации, а затем данное решение должно быть одобрено органами законодательной власти как минимум 60 субъектов Федерации. Второй путь проще - через Конституционное собрание, которое должно состоять из представителей всех слоев общества. Собрание можно избирать, как мы выбираем депутатов Госдумы, и это требует солидных затрат из госбюджета. Но собрание можно и назначать, вернее, делегировать туда представителей из Думы, Совета Федерации, от исполнительной власти по определенным квотам. Последний вариант, по всей видимости, вполне бы устроил сенаторов, часть которых отправилась бы в Конституционное собрание, а часть - в Госсовет. Чем не достойная замена креслу в Совете Федерации? Специалисты утверждают, что, даже если завтра принять закон о Конституционном собрании, работа этого органа над конституционными поправками займет не менее полугода.

На сегодняшний день существует несколько проектов закона о Конституционном собрании. По мнению депутата от фракции "ЯБЛОКО" Елены Мизулиной, лучший из них сегодня находится в парламенте, так как он "подготовлен всеми сколько-нибудь стоящими думскими юристами". Но, видимо, и другие авторы альтернативных проектов считают свои разработки лучшими. Так что, прежде чем этот закон появится на свет, утечет много воды. До осени он в принципе появиться не может. А осенью (время года, как известно, для России весьма сложное и непредсказуемое), по всей видимости, начнется новое законодательное противостояние. Чем оно закончится, предсказать невозможно. При самом мирном варианте развития событий мы, возможно, получим новую Конституцию. Пятую по счету в новейшей истории. 1918 год - "ленинская" Конституция, 1936-й - "сталинская", 1977-й - "брежневская", 1993-й - "ельцинская". (Конституция США существует уже 200 лет, и никто не собирается ее менять и корректировать под каждого нового президента.) Хотя сам Путин предпочитает говорить о гипотетических изменениях в Основном законе страны как о деле отнюдь не решенном или по крайней мере очень далекого будущего. Сейчас его вполне устраивают те законодательные нормы, которые существуют, и та основа государственного строя, которая сегодня зовется "президентской республикой".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
452
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
514
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
308
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
397

Другие новости