ПРОТИВОСТОЯНИЕ верхней палаты парламента с президентом, пытающимся реорганизовать систему федеральной власти, вступило в новую фазу. Сенаторы, обиженные "явно несправедливым" к ним отношением со стороны Кремля и Госдумы, хотят теперь доказать, что уход глав регионов из Федерального собрания означает не только коллапс власти, но и потенциальный развал государства.
Заявление Владимира Путина о том, что он поддерживает "мягкий вариант" закона, не убедило нынешних членов Совета Федерации в том, что президент готов к конструктивному диалогу. Более того, сенаторы идут в наступление. Глава Совета Федерации Егор Строев попросил президента рассмотреть возможность внесения в Конституцию России комплекса поправок и предупредил, что 26 июля сенаторы выступят с инициативой принятия закона о Конституционном собрании. Эту инициативу Строев объяснил тем, что система исполнительной вертикали власти явно "не отработана", что путинский вариант не дает ясного представления о судьбе местного самоуправления и что, формируя Федеральное собрание, пора наконец вернуться к палате национальностей.
Желание "подправить" Конституцию сегодня овладело многими политиками. Нынешняя ситуация во многом напоминает осень 1998 года, когда о необходимости изменить Основной закон говорили как о самом насущном, без чего невозможно продвижение вперед. Правда, политическая мизансцена выглядела тогда совсем по-другому: падающая экономика, отправленный в отставку Кириенко, слабый президент и реально нависшая над ним угроза импичмента. Собственно, Конституцию хотели изменить именно для того, чтобы "подкорректировать" взаимоотношения между президентом, правительством и парламентом. Не доверяя больному Ельцину, депутаты пытались прописать законодательные гарантии, чтобы президент впредь не мог менять премьеров "как перчатки", чтобы председателя правительства контролировал не хозяин Кремля, а парламентарии. Поскольку закона о Конституционном собрании не было (как нет его и сейчас), а желание немедленно усовершенствовать Конституцию и таким образом "приструнить" президента было велико, политики предлагали свои варианты законотворчества. Так, Геннадий Зюганов выступал за то, чтобы "700-800 представителей могли собраться вместе и решить этот вопрос". Что это за "представители" и кто конкретно их будет делегировать, лидер КПРФ не уточнял. Евгений Примаков постоянно озвучивал идею о вице-президенте, который "подстраховывал" бы президента и в его отсутствие руководил бы Совбезом. Горького опыта двух вице - Янаева и Руцкого, которые не столько "подстраховывали", сколько подсиживали президентов, Евгений Максимович явно не учитывал, видимо, имея в виду некоего конкретного человека на этот пост. Но были и противники сиюминутного усовершенствования Основного закона. В частности, один из авторов действующей Конституции Виктор Шейнис. Слова, сказанные им два года назад, актуальны и сегодня: "Мы не "сверхпрезидентская", а "недопарламентская", "недосудебная" республика".
Требования внести изменения в Конституцию воспринимались два года назад как попытка реванша со стороны оппозиции, поскольку "ельцинская" Конституция 1993 года не была продуктом широкого общественного согласия. Демократы выступали за президентскую республику, коммунисты - за парламентскую. Кто победил в этом противостоянии, тот и утвердил главный закон страны и основу конституционного строя. Сегодня требования изменить Конституцию - это та же попытка реванша со стороны оппозиции. Правда, в роли оппозиционеров на сей раз выступают "законодатели-исполнители", то есть сенаторы. По закону менять Конституцию можно двумя путями. Первый путь почти непроходной: за изменение Основного закона должны проголосовать две трети депутатов Госдумы, три четверти членов Совета Федерации, а затем данное решение должно быть одобрено органами законодательной власти как минимум 60 субъектов Федерации. Второй путь проще - через Конституционное собрание, которое должно состоять из представителей всех слоев общества. Собрание можно избирать, как мы выбираем депутатов Госдумы, и это требует солидных затрат из госбюджета. Но собрание можно и назначать, вернее, делегировать туда представителей из Думы, Совета Федерации, от исполнительной власти по определенным квотам. Последний вариант, по всей видимости, вполне бы устроил сенаторов, часть которых отправилась бы в Конституционное собрание, а часть - в Госсовет. Чем не достойная замена креслу в Совете Федерации? Специалисты утверждают, что, даже если завтра принять закон о Конституционном собрании, работа этого органа над конституционными поправками займет не менее полугода.
На сегодняшний день существует несколько проектов закона о Конституционном собрании. По мнению депутата от фракции "ЯБЛОКО" Елены Мизулиной, лучший из них сегодня находится в парламенте, так как он "подготовлен всеми сколько-нибудь стоящими думскими юристами". Но, видимо, и другие авторы альтернативных проектов считают свои разработки лучшими. Так что, прежде чем этот закон появится на свет, утечет много воды. До осени он в принципе появиться не может. А осенью (время года, как известно, для России весьма сложное и непредсказуемое), по всей видимости, начнется новое законодательное противостояние. Чем оно закончится, предсказать невозможно. При самом мирном варианте развития событий мы, возможно, получим новую Конституцию. Пятую по счету в новейшей истории. 1918 год - "ленинская" Конституция, 1936-й - "сталинская", 1977-й - "брежневская", 1993-й - "ельцинская". (Конституция США существует уже 200 лет, и никто не собирается ее менять и корректировать под каждого нового президента.) Хотя сам Путин предпочитает говорить о гипотетических изменениях в Основном законе страны как о деле отнюдь не решенном или по крайней мере очень далекого будущего. Сейчас его вполне устраивают те законодательные нормы, которые существуют, и та основа государственного строя, которая сегодня зовется "президентской республикой".