0
875
Газета Политика Интернет-версия

13.07.2000 00:00:00

Шума много, толку мало

Александр Васнецов

Об авторе: Александр Никитич Васнецов - кандидат исторических наук.

Тэги: Путин, реформа


Путин, реформа

ВТОРОЙ президент России приступил к управлению страной. На смену ельцинскому принципу "берите суверенитета сколько можете" пришло очевидное намерение подвести все российские территории под общий федеральный суверенитет.

Прошло 2 месяца (с 13 мая), когда был распространен указ президента, призванный положить начало реформе региональной политики. Росчерком пера глава государства ликвидировал прежний институт представителей президента в субъектах Федерации и принял решение о создании семи федеральных округов, в которые будут назначены новые полпреды. Административными центрами округов становятся Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Чита. Границы новых образований совпадают с нынешними военными округами - команда президента считает это оптимальным для укрепления федеральной вертикали власти.

Зюганов - один из немногих политиков, поднявших вопрос контроля президентской власти, - отметил, что "избран путь решения проблемы по принципу военных округов, которых тоже в стране семь". Чувствуется старая партийная школа, когда контроль был тотальный и карающий меч партии незримо висел над каждым ее членом - как рядовым, так и генералом. Сравнение с военными округами в точку. Ведь совсем недавно речь шла о формировании тринадцати территориальных образований, а тут едва хватило семи. Трудно удержаться от вывода, что построение федеральной вертикали будет крепить сила оружия, а единоначалие в округе будет основано на армейском принципе. Вместе с тем следовало бы усилить не только президентский контроль над тем, что делается в регионах, но и контроль со стороны местных законодательных собраний. Сейчас же "мы не гарантированы от произвола со стороны наместников президента", подытожил Зюганов.

Устройство федеральной власти на территории России - это забота государства, обязанность президента. Внешне шаг Путина выглядит эффектно: на подобные решения нет конституционного запрета, а значит, противоречия с Основным законом нет. По сути, Кремль реализует схему, воплощенную в жизнь в Москве еще в начале 90-х годов, когда возглавлявший столичную администрацию Гавриил Попов объединил несколько десятков столичных районов в 10 административных округов, тем самым девальвировав значение райкомов КПСС. Теперь расчет делается на то, что высокий номенклатурный статус новых представителей президента в "суперрегионах" сделает их фигурами более значимыми в сравнении с действующими губернаторами.

Ослабления губернаторов предлагается достичь и за счет противопоставления глав регионов, на территории которых будут размещены центры федеральных округов, сильным, но оказавшимся теперь на вторых ролях руководителям администраций. Жертвами затеянной Центром реформы уже стали губернаторы таких ключевых регионов, как Иркутская и Самарская области, Красноярский и Приморский края, президент Татарстана, которые оказались на периферии новых округов. Вызревающие конфликты между главами соседних регионов ослабляют потенциал губернаторского корпуса как политической силы и дают возможность федеральному Центру выступать посредником в возникающих спорах.

Вообще кто может дать ответ - был ли указ Путина началом широкомасштабного передела сфер влияния между федеральным и региональным начальством или же речь идет о сугубо рекламной акции, призванной показать решительность намерений Путина? У нового российского президента есть как минимум три модели поведения - сохранение бюрократического консенсуса, радикальная ломка нынешней системы органов власти или перенос центра тяжести на проведение экономических реформ. В рамках первого - компромиссного - сценария глава государства вряд ли пойдет на жесткое противостояние с губернаторами, а новый институт власти станет сугубо бюрократической структурой, увеличивающей число госчиновников, но, как водится, отнюдь не повышающей эффективность их работы. Так, аппарат полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко составит около 100 человек, а генерал-губернатор Северо-Западного округа России Виктор Черкесов с каждым днем увеличивает свой штат, который уже зашкаливает за 125 человек. По сведениям питерской прессы, даже помойку рядом с парадной Черкесова начали охранять лица в штатском, смахивающие на агентов спецслужб. Эти "люди в черном" внимательно следят за выносом каждой партии мусора из квартиры "его превосходительства". Ходят слухи, что таким образом Черкесов предпринял меры по обеспечению безопасности своей новой питерской квартиры. Говорят, что Черкесов "не возражал бы", если бы для него лично открыли в аэропорту "Пулково" специальный зал. Имеющийся VIP для него не подходит, так как слишком много посторонних и подозрительных лиц, мало ли что.

Создание бюрократической надстройки до запуска серьезных преобразований, способных кардинально изменить характер отношений Центра и регионов, выглядит лишенным смысла. Согласно указу президента его полпреды наделяются широчайшими полномочиями - от контроля за тем, как местные органы власти действуют на основных направлениях "внутренней и внешней политики государства", до реализации "кадровой политики президента" в федеральном округе и наблюдения за обеспечением национальной безопасности. Если федеральному Центру удастся через полпреда еще и направлять финансовые потоки субъектам Федерации, то права сегодняшних региональных князей будут сведены к возможности бороться за избрание в Совет Федерации.

Особенно уповать на то, что построение властной вертикали подкреплено общевойсковым опытом, вряд ли стоит. Тем более в таких национальных образованиях, как Татарстан. Трудно, например, представить, что президент Татарстана Минтимер Шаймиев (в числе одобривших президентский указ были Юрий Лужков и Минтимер Шаймиев) позволит полпреду Путина руководить собой и своей республикой. Еще совсем недавно шаймиевский госсовет предлагал изменить Конституцию России, расширив права регионов. С Шаймиевым и такими же, как он, авторитетными руководителями субъектов федерации Москве придется договариваться и торговаться серьезно. И проблема может оказаться неразрешимой просто из-за того, что региональных авторитетов в России много, а округов мало, всего семь. Но это уже совсем другая история.

Вообще новости о полпредах, судя по информации в СМИ, отличаются пока что крайней забавностью. Усмиритель Чечни Казанцев, оказывается, интеллигент, знает два языка и играет на роялях. Дальневосточный полпред Пуликовский обещает помочь губернатору Наздратенко улучшить демографическую ситуацию в регионе. Короче, пока что государевы люди обустраиваются. Громче всех полпред Черкесов. Не успел в Санкт-Петербурге стихнуть скандал с выселением Дворца бракосочетаний (единственный в городе, где регистрируют браки с иностранцами), здание которого облюбовал под резиденцию генерал ФСБ Виктор Черкесов, как наместник втянулся в новый конфликт. Под Сестрорецком, расположенном в курортном районе, находится личная дача Черкесова, достаточно солидная даже по новорусским меркам. И от пляжа недалеко. А на пляже расположился крытый павильон с вывеской "Балтика" - единственное место на шесть километров, где отдыхающие могут поесть, выпить пива и минералки (ничего крепче здесь не продается), а также укрыться от дождя. Павильон популярен среди жителей Сестрорецка и отдыхающих, но вот беда - не нравится генералу Черкесову. Первый звонок президентский наместник сделал на пивзавод "Балтика", потребовав убрать павильон. Когда выяснилось, что к заводу точка никакого отношения не имеет, генерал обратился к местному главе администрации. Тот в свою очередь вызвал на беседу хозяина точки. Объяснив предпринимателю суть проблемы, глава администрации честно признался: "Против ФСБ сам не пойду и другим не советую". И распорядился убрать павильон. Хотя никаких оснований для этого нет: у хозяев имеются все разрешения, да и пляж они чистят за свой счет. Разобравшись с общепитом, господин Черкесов и вовсе отгородился от окружающей его среды, перегородив Ермоловский проспект, на котором расположена его дача, и вывесив с двух сторон "кирпичи". Милиция днем и ночью в бронежилетах патрулирует подходы к генеральской даче, а курортникам теперь к пляжу не подъехать.

Ничего, должны же скоро начаться тяжелые трудовые будни. И будет уже не до унитазов (помните, как Кириенко пожаловался на глав субъектов, что они, видите ли, "пытаются согласовывать со мной любые проблемы, в том числе ремонт унитазов) и не до роялей. Жальче всех Кириенко. Остальные полпреды никогда не были публичными политиками. А как показывает российский опыт, сосланный (даже добровольно) в регион федеральный политик уже не возвращается. Вспомним их поименно: Лебедь, Тулеев, Руцкой - их помнят только за прошлые заслуги.

Откровенно говоря, четкого плана преобразований у Путина нет. Отсюда и следуют такие импровизаций, как федеральная реформа. Интересно, что население провинций вяло реагирует на административно-государственную реформу президента. По опросам областной прессы, как сообщает Regions.Ru, многие о ней или не слышали или это их не касается. Подавляющее большинство понятия не имели, чем занимался прежний представитель президента, и не определились по вопросу, нужен ли им новый. Волнения, если и проистекают, то только внутри маленьких аппаратов. Хотя озабоченность собственной судьбой, если по правде, у чиновников куда больше, чем тревога за результат реформаторских наворотов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1739
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1087
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
789
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1068

Другие новости