НА СОСТОЯВШЕМСЯ вчера заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации военачальники так и не смогли сформировать единое мнение о перспективах развития Вооруженных сил России. Согласно официальным сообщениям, коллегия рассматривала вопрос о состоянии ВС и перспективах их развития на период до 2016 г. Обсуждались результаты деятельности не так давно созданных рабочих групп, составленных из экспертов различных видов и родов войск, и возможный облик Вооруженных сил на 2006, 2011 и 2016 гг.
Как сообщили военные источники, с основным докладом выступил начальник Генерального штаба Вооруженных сил генерал армии Анатолий Квашнин. Руководство Генштаба предложило к 2003 г. преобразовать Ракетные войска стратегического назначения в род войск Вооруженных сил, а затем включить их в состав Военно-воздушных сил. Вместе с тем структурные изменения в армии, по мнению докладчика, не должны отразиться на взятых Россией обязательствах в области сокращения стратегических наступательных вооружений. Кроме того, было подчеркнуто, что сегодня, когда ядерное оружие является в основном фактором политического сдерживания и угрозы качественно изменились, появилась возможность понизить уровень стратегических наступательных вооружений до минимума, позволяющего поддерживать баланс в ядерных силах с США.
По завершении реформирования РВСН Вооруженные силы, по мнению генерала армии Анатолия Квашнина, должны окончательно перейти на трехвидовую структуру по сферам применения - суша, воздух-космос, море.
Помимо этого в Генеральном штабе полагают, что дальнейшее реформирование Вооруженных сил РФ невозможно без реформирования военной организации государства в целом. Вместе с армией и флотом будут перестраиваться и другие силовые структуры страны. Реформирование коснется также МВД, ФПС, МЧС, ФАПСИ и ряда других служб. На практике это будет означать сведение к минимуму количества министерств и ведомств, которые могут иметь войска и войсковые формирования.
Буквально накануне коллегии представители Генерального штаба обнародовали свою позицию по рассматриваемым вопросам, которая, по мнению экспертов, несколько отличается от концептуальных разработок, выполненных под непосредственным руководством министра обороны. Отметим, что это беспрецедентный шаг. Ранее генерал армии Квашнин и его ближайшие соратники старались не привлекать внимания к имеющимся среди элиты Вооруженных сил разногласиям о путях военного строительства.
Судя по всему, с альтернативной позицией на коллегии выступил ближайший сподвижник маршала Сергеева - главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал армии Владимир Яковлев.
Следует отметить, что "перспективный облик" Вооруженных сил в необходимых деталях в недрах Министерства обороны и Генерального штаба вырабатывался за последнее время далеко не в первый раз. Окончательно остановиться хотя бы на одном из вариантов ранее не позволяли достаточно острые противоречия, имеющиеся между первыми лицами армии и флота. Согласно информированным источникам, среди высшего руководства Вооруженных сил и поныне нет единства во взглядах на структуру и состав ВС и военной организации государства в целом.
В этой связи есть все основания предполагать, что без непосредственного вмешательства в процесс военного строительства Верховного главнокомандующего Владимира Путина руководители Министерства обороны и Генерального штаба так и не подведут общего знаменателя под свои многочисленные и подчас противоречивые теоретические наработки.
В частности, только Верховный главнокомандующий может поставить окончательную точку в затянувшемся противостоянии сторонников создания Объединенного главного командования стратегическими силами сдерживания (что по меньшей мере означает разрушение исторически сложившейся и жестко централизованной системы управления стратегическими ядерными силами) и категорических противников этого весьма спорного и далеко не однозначного по своим последствиям мероприятия. Только Верховный главнокомандующий может утвердить отвечающую требованиям времени структуру Вооруженных сил и установить целесообразные пропорции между видами ВС, ликвидировав создавшиеся за последние годы перекосы и явные искривления в развитии и финансировании стратегических ядерных сил и сил общего назначения. В этой связи достаточно отметить только такой, например, факт - в настоящее время на закупку боевых самолетов Военно-воздушных сил средств отводится меньше, чем на финансирование одного из обеспечивающих компонентов Ракетных войск стратегического назначения. А к слову говоря, так необходимые сейчас войскам современные бронетанковая техника или полевая артиллерия, да и многие другие составляющие сил общего назначения выглядят вообще печальными пасынками военного бюджета.