В БЛИЖАЙШИЕ дни Владимир Путин намерен подписать указ о создании рабочей группы по координации деятельности, направленной на усовершенствование избирательного законодательства. Приоритетная задача не созданной пока структуры уже определена - разработка закона о партиях. Формально инициатором этого проекта должен выступить председатель Центризбиркома Александр Вешняков. Фактическим же заказчиком разработки закона о партиях является Кремль. И тезис о неразвитости гражданского общества в России, хотя "без партий невозможны ни проведение политики большинства, ни защита позиций меньшинства", и заявление о том, что "развитие страны во многом определяется зрелостью политических партий", озвученные Владимиром Путиным в его обращении к представителям Федерального собрания, лишнее тому подтверждение.
Последние десять лет российские политические партии (вернее, структуры, которые именовали себя политическими партиями) фактически балансировали на грани правового пространства. В действующем юридическом пространстве нет ясности даже с самим понятием "партия", не говоря уже о четкости определения допустимого поля действия. К примеру, даже отсутствие в законодательстве уже подзабытого термина "партячейка", то есть того, с чего по идее должна начинаться любая партия, загоняет любые российские политобразования или в пределы Садового кольца, или в декоративно политизированные рекламные агентства, или в колонны военизированных, склонных к экстремизму организаций.
Показательной слабостью российской политсистемы стали попытки создания "партий власти" - "Демократический выбор России" для Егора Гайдара, ПРЕС - для Сергея Шахрая, "Нашего дома - России" - для Черномырдина, а по сути лоббистской платформы для "Газпрома". Все они ушли в историю, не просуществовав и пяти лет. Примерно с такой же скоростью менялся и состав пула российских политических тяжеловесов. Несколько реже, но опять-таки с завидной периодичностью в их среде возникало желание изменить и действующие правила игры, включая идеи о возможном пересмотре Основного закона страны.
По сути, Александру Вешнякову выпала сложная задача написать своеобразный кодекс антимонопольного политического законодательства, которое гарантировало бы систему государственной власти от конъюнктурных коллизий. Времени на этот проект главе Центризбиркома отведено не так уж и много. По словам Вешнякова, предварительная редакция закона должна быть доступна рассмотрению уже к концу текущего года. Правда, на его прохождение через институты законодательной вертикали потребуется еще как минимум несколько месяцев.
Одним из главных видимых следствий находящегося в разработке закона, по всей видимости, должно стать существенное прореживание партийного поля. Этого, кстати, не исключает и сам Александр Вешняков, сопоставляющий такую возможность с естественным сокращением номинантов в избирательных списках в нижнюю палату парламента 1999 года по сравнению с 1995-м. По его прогнозам, даже без учета законодательных корректив через четыре года внимание российского электората будет концентрироваться уже не на 40 или 25, а максимум на 15 партиях.
Неизбежным следствием этого должно стать и изменение природы фракционного каркаса нижней палаты парламента. Совсем не обязательно, что в Государственной Думе должно стать меньше депутатских групп или фракций, хотя и это вполне возможно. Неразвитость сетевых структур любой партии ограничивает ее ресурсы как в политическом, так и в экономическом смысле. Очевидно, что помимо закона о партиях Кремлю следовало бы озаботиться и подготовкой законопроекта о парламентском лоббизме, чтобы вывести этот процесс из тени и закрепить его в рамках правового поля.
Слабые партии зависимы не только от центра принятия государственных решений, но и вообще склонны к переменчивости своих настроений, что далеко не всегда может устроить власть. Об этом напомнил и Владимир Путин, заявивший, что слабые партии - это выбор слабой власти. Сильная же власть заинтересована в сильном сопернике. Он обеспечивает ей открытую состязательность, в которой, опять же через партийное представительство, может участвовать все общество.
Другое, не менее важное последствие формализации деятельности политических партий может коснуться и системы выдвижения кандидатов на президентский пост. Об этом в своем послании Федеральному собранию говорил и президент: "возможно, и кандидатов на пост главы государства должны выдвигать только общественно-политические объединения". Впрочем, он оговорился, что "это серьезная постановка вопроса, она требует отдельной, широкой дискуссии". Стоит напомнить, что подобная система действует в любой цивилизованной демократии.