ВОЗМОЖНОСТИ создания структуры, куда после изменения принципов формирования Совета Федерации могли бы войти "особо выдающиеся" сенаторы, рассматривались в Кремле едва ли не с начала проведения президентских законопроектов через Государственную Думу. Однако в числе приоритетных задач эта идея оказалась, похоже, лишь в тот момент, когда законодательные инициативы главы государства создали очевидное напряжение между верхней и нижней палатами парламента. Тогда к желанию Кремля использовать опыт региональных лидеров добавилась необходимость хотя и номинальной, но все же знаковой политической уступки губернаторскому корпусу. В результате идея Госсовета попала в число приоритетных направлений развития страны, озвученных Владимиром Путиным в его послании Федеральному cобранию.
Как утверждают источники "НГ", проект указа президента по созданию Госсовета в настоящее время готовится под непосредственным кураторством заместителей руководителя президентской администрации Владислава Суркова и Александра Абрамова. Пока идея не пройдет обсуждения, с депутатами и сенаторами говорить о функциях и статусе Госсовета довольно сложно. Очевидно лишь то, что делать из новой структуры нечто большее, чем просто консультативный орган, в намерения Кремля не входит. А это означает, что потенциальный состав новой структуры лишится своей нынешней привилегии "неприкосновенности".
Места в Госсовете также найдутся не всем. Гарантированы они пока лишь главам самых крупных и наиболее значимых с экономической точки зрения регионов. В их числе агентство "Интерфакс" называет президента Татарстана Минтимера Шаймиева, мэра Москвы Юрия Лужкова, президента Башкирии Муртазу Рахимова, губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, губернаторов Свердловской области Эдуарда Росселя, Иркутской области Бориса Говорина, Челябинской области Петра Сумина, Вологодской области Вячеслава Позгалева, главу Красноярского rрая Александра Лебедя, губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева и главу Ханты-Мансийского АО Александра Филипенко.
Любопытно, что пока Кремль намерен реализовать этот проект с минимальными изменениями в действующие правовые нормы. Источники "НГ" подчеркивают, что ни о федеральном, ни тем более о Конституционном законе речи не идет. Юридическая тонкость момента заключается в том, что изменение в действующее законодательство поставило бы Кремль перед необходимостью изменения Конституции. А к этому в администрации президента пока, похоже, не готовы. Запуск механизма изменения Основного закона ставит его инициаторов перед неизбежностью ревизии целого спектра положений как на уровне взаимоотношений между институтами госвласти, так и в сфере региональной политики. На это же может потребоваться не один месяц.
Между тем возможность внести изменения в Конституцию все больше нравится не только сенаторам, но и депутатам нижней палаты парламента. На днях "ЯБЛОКО" предложило внести в Основной закон государства поправку о всеобщих, прямых и тайных выборах в Совет Федерации. С идеей внесения поправок в Конституцию выступил на днях и лидер фракции ОВР Евгений Примаков, активно рассматривавший такую возможность еще во времена своего премьерства. В числе его нынешних аргументов оказались моменты, которые вряд ли останутся без внимания представителей депутатского корпуса. К примеру, если сейчас такие ключевые вопросы, как объявление войны и мира, использование российских вооруженных сил за пределами страны, назначение и освобождение от должности генпрокурора, решают сенаторы, то с изменением принципов формирования верхней палаты парламента, они, по мнению Примакова, должны частично перейти к Государственной Думе.
Реформаторские настроения относительно действующей Конституции, похоже, не противоречат интересам Кремля, который рано или поздно и сам продемонстрирует заинтересованность в изменении Основного закона страны. Впрочем, тогда у администрации президента будет повод выступить уже не в качестве инициатора этого процесса, а в роли исполнителя пожеланий других институтов власти.