ПРОВАЛ уже третьих испытаний элементов национальной системы противоракетной обороны США (НПРО) практически лишает аргументов сторонников идеи создания такой системы. Президент США Билл Клинтон, как известно, должен принять решение о развертывании системы НПРО уже осенью этого года. И скорее всего после провала субботних испытаний ему придется объявить лишь о том, что решение о создании национальной ПРО откладывается. Остается подождать формальной рекомендации Пентагона, на основе которой президент сделает вывод о способности планируемой системы защищать территорию Соединенных Штатов от ракетно-ядерного удара. Такая рекомендация должна последовать в течение трех-четырех недель. В эти же сроки военные должны сделать окончательные выводы о причинах провала.
Президент Клинтон сейчас оказывается в весьма сложном положении. Судя по всему, как глава государства он серьезно колеблется относительно будущего своего вердикта. Давление активных сторонников идеи НПРО на него усилится, причем усиление этого давления связано будет уже только с отсутствием у "ястребов" реальных аргументов даже технического характера. "НГ" уже сообщала о серьезных разногласиях внутри американской администрации. Судя по всему, провал испытаний еще больше разжег дискуссию. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт, комментируя ситуацию вокруг испытаний в передаче телекомпании "Эй-би-си", заявила, что было бы "безответственным" переносить сроки объявления решения по НПРО. "Я думаю, что президент примет решение позже, этим летом", - заявила она, добавив, что оно будет основано в том числе и на рекомендации ее, госсекретаря, а также министра обороны Уильяма Коэна и советника президента по национальной безопасности Сэмюеля Бергера. Прогнозировать советы Олбрайт и Коэна нетрудно. Шеф Пентагона, естественно, будет выступать за развертывание системы, поскольку на нее планируется выделение 60 миллиардов долларов. Олбрайт тоже, судя по всему, уже не может отказаться от сказанных ею стократно слов об ужасных планах "государств-изгоев", под коими понимаются КНДР и Иран, запустить ядерную ракету по Америке. Бергер - тоже один из адвокатов идеи НПРО, хотя его позиция как человека, наиболее близкого лично к Клинтону, может оказаться более взвешенной. Но мнение Клинтона вовсе не состоит из трех отдельных (пусть и согласованных) позиций членов его внешнеполитической команды. Клинтон будет принимать решение, гораздо более важное, нежели те, которые примут для себя Олбрайт, Коэн и Бергер, выдавая рекомендации президенту. Клинтон прекрасно понимает, что, объявив о развертывании НПРО, он (именно он, а не Олбрайт, Коэн или Бергер) станет могильщиком Договора по ПРО 1972 года, всего процесса ядерного разоружения и стратегической стабильности и фактически вернет мир к состоянию панического наблюдения за новой гонкой ядерных вооружений между Москвой и Вашингтоном. Кроме того, он одновременно будет принимать решение и о выделении 60 миллиардов долларов. Даже для богатейшей Америки эта сумма (а ведь за ней последуют, как предполагается в случае развития системы, дополнительные вливания того же уровня) очень значительная. Давать ее под проект, испытания элементов которого трижды провалились, - для мудрого президента шаг, мягко говоря, опрометчивый.
Все бы решилось самой собой, если бы Россия согласилась на изменение Договора по ПРО, которое предлагает США. Но в течение года консультаций на эту тему Вашингтону так и не удалось ни на йоту поменять крайне негативное отношение Москвы к идее НПРО и модификации Договора 1972 года. Провал испытаний лишил американскую дипломатию последних шансов дожать российских коллег. Вернее, видимости этих шансов самими же американцами, поскольку все это время Россия абсолютно твердо и четко отказывалась даже вести переговоры об изменении Договора по ПРО. Теперь у американцев наступил момент истины: они понимают, что без протестированной базы НПРО вести разговоры о легитимизации этой системы просто нереально. Помимо этого американское внутреннее законодательство не позволяет даже лопату бетона бросить в основание радара на Аляске без урегулирования вопроса об изменении международного договора, участником которого являются США, - в данном случае Договора по ПРО. И в этом случае Вашингтону, чтобы законно (с точки зрения американских же законов) запустить систему НПРО, необходимо официально заявить о выходе из Договора по ПРО. Клинтон на это не пойдет. Так что с 99-процентной уверенностью можно предполагать, что президент США передаст право решать следующему президенту США. Здесь вопрос в другом: кто им станет - Альберт Гор или Джордж Буш-младший. Последний, кстати, даже после известия о провале субботних испытаний заявил, что создание НПРО все равно останется приоритетом его политики в случае победы на ноябрьских президентских выборах.
У Москвы, как бы то ни было, расширятся и временные, и стратегические возможности, если Клинтон не объявит о развертывании системы НПРО. Но на официальном уровне не стоит устраивать торжеств с публичным бичеванием американцев. Американцы сами всем все показали. Этого вполне достаточно. Мир видел это сам. Американцы же от провала лишь обозлятся, а любые нелестные высказывания с нашей стороны в адрес нынешней администрации в связи с провалом испытаний элементов НПРО вызовут лишь усиление давления на все еще колеблющегося Клинтона со стороны "ястребов" как на Капитолийском холме, так и в Белом доме.
* * *
В 20 ЧАСОВ 19 минут в пятницу 7 июля с авиабазы Ванденберг (Калифорния) стартовала МБР "Минитмен-2". Через 20 минут после этого с атолла Кваджалейн (южная часть Тихого океана, Маршалловы острова) взлетела ракета PLV, которая должна была вывести в космос аппарат-перехватчик EKV. Он, в свою очередь, имел задачу обнаружить с помощью инфракрасного датчика среди ложных целей боеголовку "Минитмена" и уничтожить ее прямым попаданием. Однако через 157 секунд полета PLV стало ясно, что третье натурное испытание экспериментального варианта так называемой национальной системы ПРО завершились неудачей.
По версии Пентагона, не произошло отделение перехватчика от второй ступени ракеты. Возможно, что это стало результатом неисправности ракеты-носителя, поскольку система управления EKV не получила сигнал об отключении двигателя второй ступени. Управление системой было потеряно, перехват не состоялся.
Анализируя очередную неудачу американцев, следует прежде всего сказать, что наиболее вероятная ее причина связана с нештатной (то есть не предназначенной для использования в "национальной ПРО") техникой. Ракета-носитель PLV наскоро собрана из ступеней, снятых с вооружения "Минитменов". До прошедшего испытания она запускалась 4 раза, а еще через три пуска ее должна будет сменить создаваемая сейчас штатная ракета системы ПРО. Таким образом, нынешняя неудача не означает, что американцы выбрали неверную техническую концепцию, а лишь сохраняет неопределенность в оценке эффективности экспериментального варианта "национальной ПРО".
Испытания такого рода предназначены для проверки очень многих подсистем. Наиболее критичными из них являются радиолокатор наземного базирования, который проводит предварительную селекцию ложных целей, система наведения аппарата EKV, завершающая решение этой задачи уже в космосе, и двигательная установка перехватчика, которая совместно с системой управления должна обеспечить столкновение с целью. По словам представителя Пентагона, локатор в прошедшем испытании отработал без замечаний и сумел выделить боеголовку среди обломков третьей ступени ракеты-мишени. Заметим, что эта задача облегчалась тем, что не удалось полностью развернуть надувные макеты боеголовок. Нормально функционировали до аварии и инфракрасные датчики аппарата-перехватчика. Так что испытания были для американцев небесполезными.
В то же время, еще раз была продемонстрирована принципиальная проблема, стоящая перед создателями полноценной системы ПРО. Даже в сильно урезанной экспериментальной конфигурации системы содержится слишком большое число сложных подсистем и средств. Это делает очень трудным проверку всех вариантов развития событий, которые могут иметь место в реальной жизни. Причем, даже если экспериментальный вариант удастся создать, опыт его испытаний нельзя механически переносить на систему ПРО в целом, хотя бы потому, что существует принципиальная неопределенность в действиях потенциального противника.
Кроме того, в сложных системах такого уровня проявляется эффект масштаба. Экспериментальный вариант системы ПРО после доведения до работоспособного состояния сможет блокировать ракетную угрозу Северной Кореи (если она действительно когда-либо проявится). "Национальная ПРО" в том виде, как ее планируется создать в 2005 г., сможет защитить от двух десятков китайских ракет. Но вероятность того, что она не пропустит ни одной боеголовки российских стратегических сил, близка к нулю.
Как показали российские ученые (в частности, академик Евгений Велихов) еще 20 лет назад, для отражения массированной ракетной атаки система ПРО должна быть эшелонированной, то есть иметь способность перехватывать ракеты на разгонном участке, боеголовки в космосе и в атмосфере. В этой связи для России являются важными не столько результаты нынешних испытаний, сколько суммарный военно-политический вектор политики США. А он указывает на стойкое желание американской элиты сломать существующую стабильность, обеспеченную угрозой взаимного ядерного уничтожения.