Роль защитника избирательных прав граждан Александру Вешнякову уже знакома.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
СРЫВ федеральных выборов в Госдуму по Ингушскому избирательному округу фактически дискредитировал линию Кремля на усиление центральной власти в регионах. Вчера эта ситуация обсуждалась на заседании Центральной избирательной комиссии. Напомним, что в минувшее воскресенье выборы депутата в Госдуму по Ингушскому избирательному округу # 12, назначенные в связи с досрочным прекращением полномочий нынешнего главы нефтяной компании "Славнефть" Михаила Гуцериева, оказались фактически сорванными. За несколько часов до открытия избирательных участков Верховный суд Ингушетии снял с регистрации одного из кандидатов, Алихана Амирханова, пользующегося поддержкой главы республики Руслана Аушева. Это дало повод республиканской избирательной комиссии отменить выборы. Ответственность за это ЦИК в своем вчерашнем постановлении возложил на действия представителей окружного избиркома, которые вступили в противоречие с законом и способствовали тому, что выборы не состоялись.
То, что ингушский фрагмент федеральных выборов не обойдется без инцидентов, членам ЦИКа стало понятно давно. В местные избиркомы поступали претензии по поводу нарушения хода предвыборной кампании должностными лицами и госструктурами. Немало вопросов вызвала благотворительная деятельность Алихана Амирханова. Однако фактический саботаж выборов, по словам Александра Вешнякова, все же оказался неожиданным. Хотя поиском виноватых в срыве выборов занимается сейчас местная прокуратура, отдельные эпизоды вряд ли нуждаются в комментариях. К примеру, отказ представителей окружного избиркома подчиниться решению Верховного суда республики и снять с предвыборной дистанции г-на Амирханова. Характерно и то, что глава республиканского правительства Ингушетии позволил себе фактически призвать граждан к игнорированию выборов. По крайней мере, так склонны расценивать ситуацию представители ЦИКа, по мнению которых, подобные действия являются прямым нарушением федерального законодательства и попадают под статью УК. Любопытным оказалось и поведение местной прокуратуры, сотрудники которой по примеру своего центрального руководства продемонстрировали способность оказываться вне зоны действия телефонной сети. И, наконец, самым неожиданным для центра стало массовое самоустранение представителей местных избиркомов, фактически расписавшихся таким образом в собственной ангажированности отставленному кандидату.
Впрочем, называются и другие "виноватые". По мнению источников "НГ" в самой Ингушетии, этот инцидент можно расценивать как хорошо спланированный ход одного крупного пиар-агентства, кандидат которого на выборах заведомо не проходил. Представители Центральной избирательной комиссии оказались в сложном положении. Нормы права не позволили ЦИКу обратиться в Верховный суд Ингушетии с ходатайством о расформировании окризбиркома. Для этого потребовалось бы признать выборы недействительными, в то время как они просто не состоялись. Максимум, что смог сделать в этой ситуации ЦИК, - обратиться в Генпрокуратуру РФ с просьбой поставить ситуацию в регионе под особый контроль. Новые же выборы могут быть назначены до конца года.