ВЧЕРА в КС России прошло заседание Консультативного совета председателей органов конституционного (уставного) контроля в Российской Федерации, посвященное проблеме обеспечения единства конституционного пространства Российской Федерации. В президиуме оказалось трое представителей исполнительной власти - министр юстиции Юрий Чайка, зам. руководителя администрации Дмитрий Козак и первый зам. генпрокурора Юрий Бирюков, - начавших заседание с директивных напутствий судейскому корпусу. Общий тон выступлений не оставлял сомнений: за процессом модификации регионального законодательства органы юстиции и Конституционного суда будут следить очень бдительно. Позицию кремлевской администрации, а точнее, позицию президента, Дмитрий Козак изложил так: "Этот процесс не будет носить характера кампании, а будет продолжаться всегда".
Судя по выступлениям Чайки и Бирюкова, каждое из ведомств уже получило своего рода разнарядку по приведению регионального законодательства к общему федеральному знаменателю. Во-первых, Минюсту мало данного ему в 1994 г. права проводить экспертизу правовых актов субъектов Федерации, и теперь он готовит законопроект, согласно которому представители министерства могут обращаться в суды общей юрисдикции по вопросам несоответствия законов самостоятельно, минуя инстанцию Генпрокуратуры. Во-вторых, Юрий Чайка заявил, что уже обсуждал с администрацией президента законопроект о создании федерального регистра нормативных актов и надеется на скорый указ президента. Такой указ может заставить ряд республик (в частности, Татарстан, Башкортостан, Калмыкию) наконец-то присылать свои нормативные акты на экспертизу. И в-третьих, министр пообещал продолжить практику выездных совещаний, где главы субъектов Федерации вместе с представителями Генпрокуратуры и Минюста разбираются с правовой ситуацией в данном регионе.
Первый зам. генпрокурора Юрий Бирюков жестко заметил, что "одиозные нормы некоторых субъектов РФ об их суверенитете - это покушение на суверенитет России" и недопустимо вводить в текст Основного закона, как в республике Ингушетии, территориальные претензии к своим соседям (Северной Осетии). По его словам, Генпрокуратура продолжает анализировать договоры, заключенные федеральным Центром с 68 субъектами Федерации. Но самый большой массив нормативных актов, требующих вмешательства следователей прокуратуры, - это постановления президентов и правительств экономического характера (незаконное введение пошлин, ограничение ввоза и вывоза сельхозпродукции и т.д.). Бирюков также затронул вопрос об увеличении количества конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, деятельность которых могла бы реально разгрузить правоохранительные органы.
Пока на просторах субъектов РФ существует 10 конституционных судов республик (в том числе свежеиспеченный на прошлой неделе КС Татарстана), уставной суд в Свердловской области и комитет конституционного надзора в Северной Осетии. В принципе число органов конституционной законности субъектов Федерации может быть увеличено с 12 до 32, поскольку основные законы ряда территорий предусматривают их образование. Но в течение последнего полугода КС РФ одно за другим выносит постановления, среди которых Марат Баглай отметил три: определение КС по запросу 6 республик (их нормативные акты, противоречащие Основному закону, признаны утрачивающими силу), постановление, дающее право прокуратуре вносить в суд протест в случае противоречия закона субъекта федеральному законодательству. и, наконец, постановление по Алтаю. Последний документ фактически стал правовым прецедентом для внесения возможных протестов со стороны прокуратуры по поводу соответствия тех или иных положений Основных законов многих республик Конституции РФ. И это самое постановление, не подлежащее обжалованию, неожиданно вызвало ураганный огонь критики со стороны членов уставных КС. Страсти кипели столь бурно, что Николай Витрук вынужден был посоветовать председателям конституционных судов просто помогать своей исполнительной власти, не превращаясь в репрессивные органы.