ГЛАВНЫЙ смысл затеянной правительством и поддержанной Думой "налоговой революции" состоит в том, что власть наконец нашла в себе силы отбросить лицемерие. Приняв единую плоскую шкалу подоходного налога, мы перестали лгать сами себе. При прогрессивной шкале мы пытались себя убедить в том, что богатые платят больше, а бедные - меньше. Это не так. Бедные сейчас платят много, а богатые этого не делают вообще.
Фактически впервые власть признала, что зарплата в массовом порядке выплачивается нелегально, в конвертах, наличными. Власть впервые признала, что никакими репрессивными методами невозможно заставить человека отдавать 76 копеек с каждого заработанного рубля.
Мы ввели 13-процентный подоходный налог для всех граждан вне зависимости от их доходов. Это означает, что те, кто раньше платил 12 плюс 1 процент, так и будут платить ту же сумму. Но чтобы снизить налоговое давление на этих людей, мы ввели для граждан с низкими доходами систему вычетов. Человек, получающий не более 20 тысяч рублей в год, имеет право вычесть из своего налогооблагаемого дохода 400 рублей ежемесячно и налогов с этих сумм не платить.
Второй важный момент - вычеты на детей, так называемые социальные вычеты. 300 рублей на каждого ребенка ежемесячно - с этих сумм также не платится налог. К этому мы добавили льготы по расходам на образование - до 25 тысяч в год. Если эта сумма не превышает 25% дохода, она не облагается налогом. То же самое - с лечением, медицинским обслуживанием
Важный момент - "льготники" по подоходному налогу. Сейчас огромное количество людей самых разных профессий - судьи, прокурорские работники, милиция, военные и так далее подоходный налог вообще не платят. Где тут справедливость? Или рабочий - менее уважаемая профессия?
Теперь налог будут платить все. А с военными мы нашли компромисс: они будут платить подоходный налог наравне со всеми, но уплаченные суммы им будут немедленно компенсированы - с введением в действие закона денежное довольствие будет увеличено на 13%.
Мы значительно увеличили вычеты из тех налогооблагаемых сумм, которые связаны с куплей-продажей гражданами своего жилья. Если вашей квартире больше 5 лет, то вся вырученная вами при продаже сумма идет к вычету - с нее налоги не платятся. Списывать из налогооблагаемых сумм теперь можно и проценты по банковскому кредиту - например, на покупку того же жилья. Не облагаются подоходным налогом и дивиденды. Они, кстати, раньше и не выплачивались-то во многом из-за дикого налогообложения.
Все, что делает для своих работников работодатель из чистой прибыли предприятия - по коллективному договору, по санаторно-курортным делам - путевки, лечение, какие-то иные социальные блага, - тоже не будет облагаться в пределах определенных сумм ни подоходным, ни социальным налогами.
Именно за такое налоговое законодательство я, как директор челябинского кузнечно-прессового завода, бился все годы моей работы в Думе. Хоть я и считаю, что с дивидендами можно было подождать и обложить их налогом, а все отчисления предприятий в пользу своих работников вообще не должны облагаться никаким налогом. Сейчас есть определенные ограничения. Нам предстоит еще третье чтение, и я буду настаивать именно на такой формулировке: все, что предприятие расходует на своих работников из чистой прибыли, не должно облагаться никакими налогами. Вот тогда мы действительно резко сдвинем социальную сферу предприятий и люди сразу же почувствуют перемены к лучшему в своей жизни.
Была, однако, поправка относительно Пенсионного фонда, вокруг которой было очень много споров. Касалась она отчислений, которые делают работодатели за своих работников в негосударственные пенсионные фонды. Я предлагал не брать налогов с этих отчислений - мы должны решить проблему пенсионных поступлений и выплат пенсий раз и навсегда, а не делать это всякий раз в пожарном порядке, фактически ставя под угрозу жизни наших пенсионеров.
Сегодня у нас существуют четыре внебюджетных фонда, в которые предприятия делают обязательные отчисления. Это Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд, Соцстрах и Фонд занятости. Но нельзя забывать еще и о подоходном налоге. И у каждого начисления - своя расчетная база. Теперь это будет регулировать федеральный бюджет через единый социальный налог. Теперь их будут собирать только налоговые органы - причем исключительно "живыми" деньгами, а не различными зачетами и суррогатами. А дальше "расщепление" этих сборов будет идти по тем же самым фондам, которые никто не ликвидирует и которые продолжат свою деятельность.
Мы настояли на том, чтобы сборы в Пенсионный фонд также были включены в единый социальный налог. Почему нет? Объединять лишь два фонда - какой это социальный налог? Правительство попросту испугалось собственной смелости, испугалось, что не справится с администрированием, и предложило вводить пенсионные сборы в единый социальный налог с отсрочкой в два года. Мы с этим не согласились и свое решение приняли с начала следующего года.
Расхожая точка зрения, что налоговую реформу придумали в пользу богатых. Но что было раньше? Никто из них не платил не то что 40% с миллионного, скажем, дохода. Вообще не платили ни копейки. Вывозили эти деньги через офшоры за границу, потом возвращали окружным путем - и не платили ничего. Теперь богатые стоят перед дилеммой: либо плати своему государству, своим малоимущим соотечественникам 15% (13% - подоходный плюс 2% социальный) - а эта цифра приблизительно равна стоимости ухода от уплаты налогов - и живи законопослушным гражданином, либо теряй ту же сумму на уводе своих денег от налогообложения - и будь преступником в своей стране. Иными словами, заработал миллион долларов - отдай 20 тысяч бедному. И показывай свои капиталы. Пользуйся ими абсолютно легально, вкладывай их безбоязненно у себя на родине. Это, по сути, налоговая амнистия. Ведь, убрав налог с дивидендов, Дума, по сути, предложила богатым, прячущим свои капиталы за границей, заплатить с них сполна налог только один раз - потому вкладывай средства в акции наших предприятий и экономь свои деньги. Это очень важно. Это - "зеленый свет" возвращению огромных российских капиталов из-за границы. Это - наши, а не американские и итальянские инвестиции в нашу же экономику, без которых ее не поднять.
Социальный налог, переход на единую шкалу подоходного вводятся прежде всего в интересах тех людей, которые живут на заработную плату. В их интересах снижается налоговая нагрузка, делаются серьезные налоговые вычеты. Те, кто получает сегодня меньше 20 тысяч в год, фактически серьезно снижают свои налоговые выплаты.
А для работодателей снимаются все препоны на пути открытого, честного повышения зарплаты своим работникам, улучшения качества их жизни. Это делается в нашем государстве впервые.