ВЧЕРА в Госдуме прошло заседание фракции "Единство", где впервые в истории этой партии на голосование был поставлен вопрос об исключении из ее рядов Владимира Рыжкова. Похоже, партия власти вступает в самый сложный период, когда она рискует либо развалиться подобно ДВР и НДР, либо, напротив, окрепнет и станет реальным противовесом левому крылу.
Первые признаки раскола стали заметны еще в апреле-мае, когда обсуждение единого социального налога на одном из заседаний переросло в открытый бунт и заявления о невозможности поддерживать "антинародный режим". Тогда Борису Грызлову удалось мгновенно утихомирить бунтовщиков, напомнив, благодаря чьей поддержке "единственные" депутаты выросли до уровня федеральных политиков. Теперь, в разгар конфликта вокруг президентских законопроектов, сохранение единства фракции потребовало более радикальных мер, наподобие выбранного вчера исключения Рыжкова из фракции.
Владимир Рыжков - нехарактерная для "Единства" фигура: бывший лидер фракции НДР, бывший первый вице-спикер, он с самого начала скептически оценивал необходимость НДР вливаться в партию "Единство". Кроме того, он практически никогда не упускал случая продемонстрировать свою политическую позицию, например, голосовал вопреки солидарной позиции фракции, что для партии, политика которой весьма туманна, - непозволительная роскошь.
Судя по настойчивому продавливанию решения об исключении, руководство "Единства" тщательно проконсультировалось перед заседанием с экспертами по партийной дисциплине. Главным грехом Рыжкова стало предложение, высказанное им в прошлую среду, о необходимости запуска согласительной процедуры по голосованию по президентским законопроектам с Советом Федерации. "Обвиняемый" не замедлил с ехидцей напомнить, что всего двумя днями позже, в пятницу, 30 июня, фракция солидарно проголосовала за начало согласительной процедуры, и поинтересовался, как его коллеги предлагают объяснить такое "непоследовательное поведение". Итоги заседания для руководства думского "Единства" малоутешительны: во-первых, у Рыжкова нашлись защитники, не побоявшиеся его поддержать своими выступлениями (хотя Виктора Черномырдина на заседании не было), а во-вторых, достаточного количества голосов для увольнения строптивца из фракции попросту не нашлось - только 39 из 84 проголосовали за изгнание, а примерно треть депутатов демонстративно отказалась голосовать вообще. Правда, Рыжков решил помочь своим противникам и подал заявление о выходе из фракции, заметив: "Пока побуду независимым депутатом типа Березовского и Абрамовича".
Однако на самом деле, по сведениям источников "НГ", претензии к Рыжкову вызвала его многократно высказанная поддержка сенаторам в отношении законопроекта о порядке формирования Совета Федерации. В частности, Рыжкова слишком часто видели в кулуарах с членами Совета Федерации, а губернатор Алтайского края, от которого и баллотировался Рыжков-младший, Александр Суриков неожиданно оказался чересчур хорошо информированным о пробелах президентского законопроекта. И наконец, выступая как представитель Думы на заседании СФ, Рыжков не продемонстрировал реальной поддержки президентским законопроектам. Рыжкову этого не простили.