ОБЩЕСТВЕННОСТИ стали доступны программные экономические документы, разработанные правительством. Несмотря на активное противодействие "государственников", победила стратегия либеральных реформ. Но не следует борьбу двух экономических школ возводить в абсолют, а победу одной "группы программистов" рассматривать как полное поражение другой. Даже беглого взгляда на документы достаточно для того, чтобы понять - правительство следовало не "партийной линии", а крайней необходимости срочно менять ситуацию в российском обществе.
Российская экономика больна болезнью под названием "государственный капитализм". Это гипертрофированные функции государства в области контроля за экономикой, распределения ресурсов и государственной собственности, это непомерный груз государственных расходов на поддержание аппарата государства и гигантская составляющая социальных выплат. Надо ли говорить о том, что эта махина крайне неэффективна, что она не дает развиться рыночной экономике, искусственно тормозит действие ее механизмов, поглощает, как губка, большую часть денежных потоков и обескровливает экономику, направляя средства и ресурсы по своему абсурдному усмотрению! Чего стоит только поддержка десятков тысяч "умирающих" предприятий, - только ради предотвращения безработицы и социального взрыва.
Но главная беда такой экономики состоит в том, что она неотделима от олигархии и коррупции и в конечном итоге стремится "закрыть" поделенное экономическое пространство для инвесторов, а еще лучше - вернуть "железный занавес". Благополучие бизнеса в России зависит сейчас не от объема инвестиций и труда высококвалифицированной команды менеджеров, а от близости к власти. Но никто не захочет оставлять свой капитал в стране, где нет честной конкуренции и равных правил игры для всех, где одни делают состояния, пользуясь прорехами в Гражданском кодексе, а другие теряют свои вложения из-за несовершенства судебной системы.
Основная идея программы проста как все гениальное - надо передать денежные потоки от государства - бизнесу и домохозяйствам, насытить экономику деньгами так, чтобы они не исчезали в "черные дыры", а максимально эффективно и экономно использовались. Единственно возможные средства, по мнению правительства, - это сократить вмешательство государства и госрасходы, создать равные условия конкуренции, как и положено в рыночной экономике, задать внятную налоговую систему и перейти к адресной социальной помощи. Необходимой составляющей должна стать реформа федеральной системы, поскольку без нее не будут работать суды и законы. Важно также признание незыблемости собственности на всех уровнях государственной власти, т.е. отказ от пересмотра итогов приватизации и право на ее продолжение.
На мой взгляд, оптимальный вариант перехода для большинства предприятий - это социальные инвестиции, подобно тем, что делались в угольную промышленность. Он был опробован в Кемерове и дал хорошие результаты. Это сохранит большинство предприятий от банкротства и выведет их из лежачего положения.
Далее все зависит от правильности экономического прогноза: если удастся сохранить основные параметры (экономический рост даже в пределах 45%, рост ВВП на 5% в год, годовую инфляцию в пределах 10%), то реформа даст блестящие результаты и общество быстро достигнет процветания, и даже удастся сократить нарастающий разрыв с развитыми странами. Государство, избавившись от груза социальных расходов и сократив расходы государственные, станет работать также эффективно, как и американское, регулируя экономику при помощи учетной ставки Центробанка.
Больше денег предпринимательству и физическим лицам даст и ослабление налогового бремени. Основная идея - уменьшить налоги с предприятий и физических лиц и одновременно заставить их самих выбирать, за какие социальные приоритеты они согласны платить, т.е. подразумевая, что они лучше распорядятся собственными средствами, чем государство, которое порой бездумно "вбухивает" их в безумные социальные программы. Большая часть этих средств опять же становится источником криминального капитала - некоммерческие фонды, псевдосоциальные программы, льготные организации, уполномоченные банки - все "крутят" социальные деньги, высасывая их из экономики. Огромный аппарат социальных чиновников, оказывающих помощь только самим себе.
Но главная цель, ради которой проводится радикальная экономическая реформа, изложена в первом разделе программы - новых социальных приоритетах. Сейчас цель государства - существенно повысить уровень доходов и потребления, денежных потоков, которые теперь будут приходиться на каждую семью. На это направлено и снижение налогового бремени, и стремление максимально повысить темпы экономического роста. Доходы вырастут вслед за развитием экономики, налоги будут снижены - и каждый сможет сам оплачивать тот объем социальной помощи, который сочтет нужным. А это приведет к тому, что социальные услуги будут действительно качественными и перестанут быть безадресными дешевыми подачками от правительства. В серьезных вопросах наши граждане уже давно отказываются от такой "помощи", предпочитая платить из своего кармана. Как сказал Герман Греф: "Многие уже привыкли выживать без помощи правительства и даже научились преуспевать".
Короче, задача правительства в социальной сфере, как и в экономике, - не поддерживать малоимущих, а сделать так, чтобы их число радикально сократилось. Например, поставлена задача преодолеть пропасть между доходами самых богатых и самых бедных, доходами, которые сейчас отличаются в 14 раз. Доходы наименее обеспеченных 40% населения возрастут к 2005 г. в два раза, это позволит в полтора раза снизить число людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума.
Но главное условие - переход к исключительно адресной помощи, и только тем семьям, которые находятся на уровне ниже прожиточного минимума. Поскольку рост благосостояния сам по себе не исключает ситуаций, когда люди вынуждены обращаться к государственно-гарантированной социальной помощи, то государство должно обеспечить системы качественных общедоступных социальных благ.
В программе этому уделено особенное внимание, и надо сказать, что даже в том случае, если расцвет экономики задержится, этот гарантированный стандарт в области медицины, образования, пенсионного обеспечения не может вызвать нареканий и обвинений в стремлении отнять у народа те социальные преимущества, которыми он пользовался до сих пор.
Поэтому люди получат нормальное образование согласно образовательному стандарту, одинаковому для всех школ, и гарантированную общедоступную бесплатную медицинскую помощь, включая бесплатные лекарства для нуждающихся слоев населения. Причем финансирование этих схем будет более четким не только благодаря введению казначейской схемы, но и благодаря принципу "деньги следуют за учеником", "средства перечисляются на конкретного больного". Еще один важный принцип - индексация всех пособий, особенно пенсий, в соответствии с уровнем инфляции и уровнем текущей заработной платы. Не исключены и прямые социальные льготы, например жилищные компенсации малообеспеченным семьям. Общий принцип, который действует применительно ко всей социальной сфере, - это рациональное расходование средств, а не разбазаривание их, как сейчас, когда многие объекты культуры отданы на откуп их руководителям, а вместо развития массового и оздоровительного спорта все средства тратятся на выращивание "звезд".
Словом, принятая правительством программа вовсе не оказалась тем монстром, которым нас пугали аналитики разных мастей. И опасения внушает как раз не то, что она будет реализована, а то, что ее воплощению на деле будут чиниться препятствия, вплоть до полной подмены сути. А это чревато социальной катастрофой.
И еще: хотел бы обратить внимание всех губернаторов на тот пункт, в котором говорится о том, что каждый регион может и должен предоставлять собственную социальную помощь из средств своего бюджета. Это дает шанс многим из нас в хорошем смысле этого слова конкурировать с правительством в области социальной поддержки наших соотечественников и оправдать на деле доверие избирателей.