Госдума готовится к преодолению вето верхней палаты парламента. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ Дума вчера наконец получила постановление верхней палаты об отклонении закона "О порядке формирования Совета Федерации", которое было принято сенаторами еще в прошлую среду. Таким образом, сбылись прогнозы о том, что путешествие пары бумаг на расстояние в несколько сот метров - с Большой Дмитровки на Охотный ряд - займет все максимально разрешенные пять дней.
Ситуация, сложившаяся после вето Совета Федерации, будет обсуждаться на совете нижней палаты, который, впрочем, никаких определенных решений скорее всего не примет. Это прежде всего связано с тем, что отсрочка до 5 июля, утвержденная в думском обращении к членам СФ о возвращении последних к согласительным процедурам, все еще действует. Более того, в Думе поговаривают и о том, что многие фракции готовы ждать решения сенаторов и до 7 июля.
Это решение, естественно, должно быть однозначным: верхняя палата обязана или согласиться с предложением нижней создать согласительную комиссию, или еще раз ей в этом отказать, а следовательно, развязать депутатам руки для преодоления вето Совета Федерации. Для принятия же такого решения последнему необходимо провести внеочередное заседание уже в ближайшую пару дней либо, о чем вчера на Охотном ряду также пошли упорные разговоры, проголосовать опросными листами, не тратя времени на поездки в Москву. Впрочем, вне зависимости от способа голосования, выбранного для себя сенаторами, их решение скорее всего будет отрицательным. Во всяком случае, таков самый распространенный в нижней палате прогноз.
В его пользу говорит несколько обстоятельств. Во-первых, Дума, с одной стороны, предложила верхней палате приступить к мирным переговорам, но с другой - обидела губернаторов одной из поправок к законопроекту о местном самоуправлении, лишив их права снимать с работы непослушных местных начальников. Совершенно ясно, что Совету Федерации это не понравится. Во-вторых, как говорят думские сторонники региональных властей, для последних в нынешних обстоятельствах нет причин уступать давлению федерального Центра. Дело в том, что в ближайшее время он сам станет весьма уязвимым: правительству надо будет сначала провести через Совет Федерации налоговые законы и бюджет 2001 года, а потом добиться того, чтобы все эти законодательные акты в субъектах Федерации исполнялись.
Впрочем, даже если сегодня совет верхней палаты парламента примет решение рекомендовать СФ дать добро на создание согласительной комиссии, это еще не означает, что Дума не попытается преодолеть уже существующее вето. Для Кремля, да и для самой Думы в данной ситуации крайне важны сроки, когда соберется Совет Федерации и рассмотрит вопрос о согласительной комиссии. Дума, жаждущая уйти на каникулы, и Кремль, заинтересованный в принятии первого законопроекта до конца весенней сессии, настаивают на том, чтобы к 19 июля - дате внеочередного заседания нижней палаты парламента - можно было прийти к какому-то определенному решению. Если же решение о создании согласительной комиссии будет принято только на очередном заседании СФ 14 июля, то ясно, что за пять дней ни одна согласительная комиссия никакого решения не вынесет. Это, в свою очередь, означает, что до осени никаких подвижек, по крайней мере в сторону, нужную Кремлю, в плане федеральной реформы не произойдет. Напротив, сенаторы получат дополнительную возможность для того, чтобы оказать влияние на "нестойких" депутатов и постараться убедить их в правильности собственной точки зрения.
По крайней мере именно этим обстоятельством объясняют некоторые эксперты кажущееся смягчение ряда членов Совета Федерации в отношении согласительной комиссии, а вовсе не тем, что СФ вдруг осознал: в случае преодоления его вето он в полном составе автоматически оказывается в стороне от участия в реформе исполнительной вертикали. В принципе, новый закон критикует все меньше и меньше сенаторов - сейчас они просят лишь "постепенную ротацию", или "мягкий вариант" реформы верхней палаты, и исключение возможности вмешательства законодательной власти региона в дела исполнительной власти. К примеру, по словам спикера СФ Егора Строева, если бы с самого начала была реализована договоренность, достигнутая с президентом и Думой о "мягком варианте", то никакой проблемы бы не было. Мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что он не держится за кресло в Совете Федерации, а лишь выступает за сохранение политического иммунитета губернаторов.
Кремль, в свою очередь, также демонстрирует готовность идти на компромиссы. Поскольку депутаты Госдумы по собственной инициативе значительно ужесточили президентский законопроект, в администрации не видят ничего дурного в том, чтобы вернуться к первоначальному варианту (чего так жаждет, к примеру, Минтимер Шаймиев), скажем, в части назначения членов СФ или возможности их отзыва.
Тем не менее все дело в сроках. И возможностей "замотать" законопроекты у сенаторов - хоть отбавляй. Даже при самом благоприятном для Кремля развитии ситуации. После сегодняшнего совета, который будет состоять из глав комитетов, спикера и его заместителей, после принятия решения о целесообразности образования согласительной комиссии, если таковое состоится, в регионы отошлют опросные листы, в которых и будут содержаться вопросы к сенаторам. Если большинство ответят положительно и если 7-8 июля Совет Федерации все-таки соберется на внеочередное заседание, на котором верхняя палата признает свою неправоту, отменив результаты голосования по путинскому законопроекту, и вернется к согласительным процедурам, при проведении такого рода процедуры могут возникнуть коллизии правового характера. Еще не факт, что необходимые формальности удастся уладить до восьмого числа.
Так что в Государственной Думе большинство фракций готовятся к преодолению вето верхней палаты. Вчера уже прошли встречи с президентом лидеров двух депутатских объединений: ОВР и "ЯБЛОКО", подробности которых, естественно, широкой публике известны не стали. Сегодня к Владимиру Путину идет глава фракции СПС Борис Немцов, время для которого уже установлено, не исключены также беседы главы государства и с другими думскими начальниками. Очевидно, что к вето ведут подготовку и в администрации президента. Об этом же свидетельствует и то, что, по крайней мере на данный момент, в планах Путина, как утверждают в его окружении, встреча с руководителем Совета Федерации не значится.
Некоторые источники в Кремле грешат на Бориса Березовского, сыгравшего, по их словам, негативную роль в формировании мнения верхней палаты парламента. По данным этих источников, Борис Березовский побывал в минувшие выходные в Орле - вотчине Егора Строева, который принял у себя депутата. По данным источников, беседа шла именно о сроках проведения заседания Совета Федерации. Говорят, что Борису Березовскому удалось убедить Строева не созывать внеочередное заседание.
В окружении Егора Строева, который принимал в минувшие выходные не только депутата Березовского, которому удалось там побывать инкогнито, но и руководителей ведущих московских СМИ, говорят, что они настроены весьма решительно. И ситуацию, которая складывается вокруг Совета Федерации, они склонны расценивать как очень похожую на ту, которая была в 1993 г. с Верховным Советом.