В отличие от Рема Вяхирева, сумевшего отстоять свои интересы на собрании акционеров, Анатолий Чубайс, похоже, решил пойти на конфликт с кремлевскими чиновниками. Фото Фреда Гринберга и Андрея Никольского (НГ-фото) |
НЕСКОЛЬКО лет подряд итоги годовых собраний акционеров двух крупнейших российских компаний - ОАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России" - являли собой финал противостояния Кремля и менеджмента этих естественных монополий, закрепляя расстановку сил разного рода лоббистских групп. Однако состоявшиеся вчера встречи акционеров в "Газпроме" и РАО "ЕЭС", похоже, изменили этой традиции. В отличие от предыдущих лет решения, принятые на них, носили скорее промежуточный характер, и генеральное сражение, как полагают многие эксперты, еще только предстоит.
Это утверждение эксперты обосновывают несколькими факторами. И прежде всего процессами, которые в последнее время происходят в администрации президента России. Едва утихшие слухи о том, что руководитель администрации президента Александр Волошин может покинуть свой пост, недавно активизировались вновь. Однако если раньше Волошину прочили руководящее кресло в "Газпроме", то теперь предполагается, что глава президентской администрации может пересесть в кресло руководителя РАО "ЕЭС России", и слух об этом выглядит вполне логичным. Напомним, что сам Волошин сейчас занимает пост председателя совета директоров электроэнергетической монополии и соответственно имеет весьма точное представление о том, какие ошибки совершает нынешний менеджмент компании.
Глава президентской администрации Александр Волошин и его первый заместитель Дмитрий Медведев - проводники линии Кремля в естественных монополиях - РАО "ЕЭС" и "Газпроме". Фото Артема Житенева и Артема Чернова (НГ-фото) |
Не менее сложные процессы происходят и в самих естественных монополиях. Так, председатель правления "Газпрома" Рем Вяхирев уже успел заявить о том, что намерен покинуть свой пост в 2001 году. Но до сих пор глава "Газпрома" так и не назвал фамилии своего преемника, что заставляет предполагать наличие весьма существенных противоречий не только между "Газпромом" и кремлевскими чиновниками, но и внутри самой газовой монополии.
Более проста ситуация в РАО "ЕЭС России". В будущем году срок полномочий Чубайса еще не истекает. Однако председатель правления, видимо, сам не желая того, постоянно дает своим противникам аргументы против себя. Так, занявшись лоббированием сомнительной с точки зрения интересов национальной экономики концепции реформирования Единой энергетической системы России, он фактически пустил на самотек выполнение такой важной задачи, как подготовка электростанций к зиме.
Не случайно правительство Российской Федерации даже было вынуждено посвятить этой проблеме специальное заседание. Хотя в принципе завоз топлива на электростанции не входит в круг обязанностей кабинета министров, а должен рассматриваться менеджментом самой энергомонополии в качестве приоритетной задачи.
Очевидно, впрочем, что версия о переходе Волошина в РАО "ЕЭС" событиями предстоящих нескольких месяцев может быть подтверждена или опровергнута. В любом случае Кремлю предстоит еще определиться, кто из двух наиболее вероятных кандидатов в преемники Волошину достоин занять место главы президентской администрации - Дмитрий Медведев или Владислав Сурков. А Анатолию Чубайсу, видимо, потребуется приложить максимум усилий для того, чтобы страна смогла перезимовать в этом году без тотального отключения электроэнергии и тепла.
* * *
СОБРАНИЕ акционеров "Газпрома", состоявшееся вчера в Москве, закончилось настоящей сенсацией. Акционерам компании удалось принципиально изменить расклад сил в директорском корпусе газовой монополии. До сих пор из 11 мест в совете директоров 6 принадлежали представителям "Газпрома", а 5 защищали интересы государства. Теперь же представительские возможности компании и федеральной власти сравнялись. В совете директоров "Газпрома" также появился "независимый" акционер - Борис Федоров. Эксперты утверждают, что на практике это означает: государство получило эффективный механизм реально влиять на оперативную политику компании. Фактически его голос становится решающим при рассмотрении тех или иных вопросов.
Сенсацией стало и назначение на пост председателя совета директоров "Газпрома" фактически третьего человека в кремлевской вертикали после Владимира Путина и Александра Волошина - первого заместителя главы президентской администрации Дмитрия Медведева. Еще сегодня утром в кулуарах компании не возникало практически никаких сомнений, что эту должность займет министр экономического развития и торговли Герман Греф. Однако обстоятельства сыграли не в его пользу.
Аппаратный уровень госпредставителей в совете директоров "Газпрома" стал заметно выше. Если в его прежний состав входили два министра и два заместителя министров, то теперь ситуация изменилась.
Помимо Дмитрия Медведева интересы федеральной власти в директорском корпусе "Газпрома" будут представлять вице-премьер Виктор Христенко, глава министерства экономического развития и торговли Герман Греф, министр по антимонопольной политике Илья Южанов и руководитель Минимущества Фарит Газизуллин.
Изменилась и директорская пятерка представителей компании. Помимо председателя правления "Газпрома" Рема Вяхирева, его первого заместителя Вячеслава Шеремета и президента "Стройтрансгаза" Арнгольда Беккера, традиционно входивших в совет директоров, его состав пополнился зампредом главы "Рургаза" (одного из крупнейших европейских партнеров "Газпрома") Буркхардом Бергманом и президентом негосударственного пенсионного фонда "Газфонд".
Вхождение в совет директоров "Газпрома" "независимого" представителя Бориса Федорова, похоже, расстроило главу компании Рема Вяхирева. Напомним, что лидеру демократического движения "Вперед, Россия!" лишь с третьей попытки удалось попасть в управленческий орган газового монополиста. Это вызвало явное раздражение Рема Вяхирева, пояснившего, что на этот раз компания решила "не торговаться".
Помимо возможности принимать участие в оперативном управлении компанией Борис Федоров, похоже, получил возможность также влиять на вопросы назначения и отставки главы компании. Напомним, что незадолго до проведения собрания акционеров "Газпром", трижды проигравший арбитражный процесс, вынужден был внести в свой устав крайне неприятную для него поправку. Суть ее заключалась в том, что глава компании, являющийся одновременно членом совета директоров, не может принимать участия в голосовании по поводу своего отстранения от должности (поскольку по уставу компании решение по этому вопросу принимается путем консенсуса).
По сути, решение арбитража оставляло компании две возможности: принять поправку или решать вопрос о назначении или отставке главы "Газпрома" по нормам Закона "Об акционерных обществах" - то есть большинством голосов. Вчера поправка принята не была. По словам Дмитрия Медведева, это было связано с необходимостью внести в нее редакторскую правку. Однако вопрос о том, каким образом будет решаться вопрос о судьбе главы компании (будь то Рем Вяхирев или его потенциальный преемник), похоже, по-прежнему остается открытым. По мнению нового главы совета директоров газового монополиста, отклонение поправки означает, что положение устава меняться не будет, то есть что глава "Газпрома" - фактически бессменен. С этой позицией, однако, не согласен член правления компании Александр Казаков, который уверен в приоритетности судебного положения. И если в этом заочном споре окажется прав Казаков, то решающее слово при принятии решения о смене главы компании будет принадлежать члену совета директоров, не относящемуся ни к госпредставителям, ни к топ-менеджменту "Газпрома", а именно: Борису Федорову.
* * *
ГОДОВОЕ собрание акционеров РАО "ЕЭС России" вел глава президентской администрации и одновременно председатель совета директоров компании Александр Волошин. Когда члены совета директоров заняли свои места в президиуме, сложилась интересная диспозиция: по левую сторону от председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса сел Александр Волошин, а по правую - Борис Федоров. Их позиции по ряду вопросов сейчас весьма существенно отличаются от мнения Анатолия Чубайса.
Прежде чем начать собрание, Волошин и Федоров долго шептались за спиной Чубайса, которому ничего не оставалось, как делать вид, что он чрезвычайно занят и не прислушивается к диалогу своих оппонентов.
Первым делал доклад Александр Волошин. Он рассказал о деятельности РАО за 1999 год. Подчеркнув, что компания добилась определенных успехов в сборе платежей "живыми" деньгами, он указал и на ошибки нынешнего менеджмента компании. Так, по словам главы президентской администрации, РАО "ЕЭС" не смогло удовлетворить возрастающий спрос на электроэнергию, и объемы предоставления электроэнергии не только не возросли, а напротив, уменьшились. И решить проблемы недостатка электроэнергии удалось только за счет атомных электростанций.
После этого глава президентской администрации обратился к проблеме реструктуризации РАО "ЕЭС России". Поблагодарив акционеров за замечания к предложенной менеджментом концепции реформирования компании, он заявил о том, что считает необходимым остановить пилотные проекты по продаже акций пяти региональных "АО-энерго". По мнению Александра Волошина, этот вопрос не может быть решен до окончательного принятия программы реструктуризации, разработанной правлением энергомонополии. Далее он сказал, что концепция, предложенная правлением РАО, не является окончательной и может быть подвержена изменениям и дополнениям на основе предложений акционеров, в том числе и тех, кто выступает с критикой концепции.
Затем на трибуну вышел Анатолий Чубайс и, что вполне логично, стал уверенно говорить о гигантских успехах, которых добилась компания под его руководством. Тут же он заявил, что предложенный новый вариант реструктуризации РАО поддержан правительством и вошел составной частью в программу развития страны. Далее Анатолий Борисович сделал заявление, которое просто необходимо процитировать: "Поскольку концепция получила одобрение правительства, то любой чиновник, критикуя программу, выступает против государства".
Если следовать обычной логике, то в числе противников государства Анатолий Чубайс увидел и сидевшего рядом с ним Александра Волошина.
Впрочем, Александр Волошин стоически прореагировал на подобную реплику Чубайса. Когда из зала попросили поточнее сформулировать позицию государства по отношению к реструктуризации РАО, Волошин в очередной раз повторил свои слова: "Позиция государства будет вырабатываться постепенно, по мере формирования окончательного варианта концепции реструктуризации. Эта концепция должна максимально учитывать интересы всех сторон".
Не стал скрывать своей точки зрения от журналистов противник некоторых положений концепции реструктуризации РАО Борис Федоров. Вчера он заявил, что включенные в последний вариант концепции положения не устраивают многих акционеров. И если реструктуризация начнется в 2001 году, то многие акционеры, по словам Федорова, будут либо настаивать на смене менеджмента компании, либо просто продадут свои акции.
Впрочем, у оппонентов Чубайса осталось не так уж и много времени. Как сообщили корреспонденту "НГ" представители пресс-службы РАО, окончательный вариант концепции может быть принят на внеочередном собрании акционеров через полтора-два месяца.
Конаково