На Охотном ряду вчера не просто продолжали ждать документов с Большой Дмитровки, но и сделали шаг навстречу Совету Федерации.
Депутаты решили, что ситуация, сложившаяся после того, как верхняя палата отклонила закон о новом порядке формирования Совета Федерации, получается довольно неприятная, а потому предложили сенаторам все-таки пойти на согласительные процедуры с нижней палатой. Соответствующее обращение было принято вчера удивительным по своей редкости большинством в 408 голосов.
В свою очередь, в здании на Охотном ряду примерно в это же время заговорили о том, что внеочередное заседание Совета Федерации, который мог бы изменить свое прежнее решение и все-таки проголосовать за создание согласительной с Думой комиссии, вполне возможно, состоится уже 3 июля. Официально, правда, об этом вчера никто не заявлял, но принятое депутатами обращение к сенаторам содержит одно условие - постановление СФ о создании согласительной комиссии должно быть утверждено до 5 июля. Авторы документа вчера подчеркивали, что предложенный ими компромисс поможет урегулировать возникший между двумя палатами конфликт, который в принципе может помешать, например, благополучному прохождению через Совет Федерации пакета налоговых законопроектов и других важных законодательных актов. Таким образом, данная бумага рассматривается в Думе как уступка сенаторам, предоставление им возможности выйти из скандала с сохранением некоего достоинства. Судя по некоторым вчерашним комментариям, такого мнения - во всяком случае, на публике - придерживается большинство фракций: ОВР, СПС и "Яблоко". Можно предположить, что и часть коммунистов, аграриев и регионалов думает так же.
Однако, как представляется, у другой части думских сторонников вчерашнего обращения к Совету Федерации, так дружно за него проголосовавших, отношение к нему несколько иное. Судя по всему, обращение "о преодолении разногласий" для них не является шагом навстречу верхней палате, а напротив, очередным ударом по сенаторам.
Дело в том, что региональные лидеры намеренно не голосовали за образование согласительной комиссии, вполне справедливо полагая, что ее инициатор должен будет выступать в роли просителя. Понятно, что региональные руководители, заседающие на Большой Дмитровке, никак не могут считать себя младшими партнерами думцев. Именно поэтому они и решили так: закон мы отклоняем жестко, с депутатами работаем активно, так что когда они не смогут преодолеть наше вето, то им не останется никакого другого выхода, кроме как просить нас о создании согласительной комиссии.
Пропрезидентские фракции нижней палаты это все очень хорошо поняли, а потому снова перебросили ответственность на верхнюю, тем самым как бы опровергая слова Егора Строева о том, что Совет Федерации, отклонив закон, свою работу сделал и теперь очередь Думы решать, как поступить с ним дальше. Косвенным доказательством того, что голосование "Единства", "Народного депутата" и иже с ними за обращение, инициированное ОВР, имело целью не помириться с Советом Федерации, а сделать ему что-то вроде контрольного выстрела в голову, является скоординированная с Кремлем мощная пиаровская кампания. Суть последней, как стало понятно еще накануне вечером, состоит в том, чтобы объяснить общественности следующее: президента Путина, согласного с тем, что часть требований сенаторов надо учитывать, как говорится, "кинул" как раз спикер Строев, не добившийся того, чтобы его коллеги проголосовали за формирование согласительной комиссии.
Что же касается г-на Путина, то он, как стало ясно в ходе плотного пиаровского напора, все равно согласится с необходимостью искать компромисс, а потому готов осенью внести в уже действующий закон соответствующие поправки. Правда, для того, чтобы он смог это сделать, вето СФ Думе надо все-таки преодолеть. Такие планы были оглашены президентом и через лидера аграриев Николая Харитонова, и через главу "Народного депутата" Геннадия Райкова и, конечно, с помощью председателя Думы Геннадия Селезнева. Любопытно, что последний, комментируя проект обращения к Совету Федерации, подчеркнул, что до 7 июля - последнего дня заседаний Государственной Думы - согласительная комиссия уже должна выдать какие-то определенные результаты. Таким образом, коротко можно сказать так: верхней палате поставлен ультиматум, оформленный, правда, как просьба о мире. А Дума по-прежнему готова преодолеть вето СФ в любой момент, о чем вчера вполне открыто заявил г-н Райков, отметивший, что думское обращение - это жест доброй воли и если сенаторы его не поймут, то депутаты сделают то, что надо, и все-таки представят президенту на подпись тот закон, за который уже голосовало более 300 думцев. И Совет Федерации устами Егора Строева заявил, что рассмотрит предложение думцев о согласительной комиссии в ближайший вторник.
А то, что Владимир Путин по-прежнему пользуется поддержкой законодателей, было в очередной раз подтверждено вчера. 399 депутатов одобрили второй номер знаменитой "путинской тройки" - проект закона, позволяющий президенту отрешать от должности высших должностных лиц субъектов РФ в случае неоднократных и подтвержденных судом нарушений Конституции РФ и федерального законодательства. По сравнению с президентским оригиналом он стал более похож на настоящий закон, потому что в нем появились сроки, которым должны подчиняться объекты этого нормативного акта, и механизмы, защищающие их от произвола. В частности, закреплено право губернаторов спорить с президентом в Верховном суде по поводу указов об их отрешении от должности, а представление Генерального прокурора, после которого глава государства может временно отстранить регионального начальника от работы, должно быть, во-первых, "мотивированным", а во-вторых, может появиться только тогда, когда губернатор обвиняется в совершении "тяжкого либо особо тяжкого преступления".
С несколько меньшим единодушием (243 голоса "за" и 125 "против" - причем, лишь со второй попытки) и пока только во втором чтении был проголосован и проект закона, связанный с местным самоуправлением. В ходе внутридумского согласования президентская сторона отказалась от всех вызывавших раздражение депутатов норм законопроекта. Поэтому перед вторым чтением из текста, в частности, исчезло упоминание о том, что местное самоуправление заканчивается в тех городах, где население превышает 50 тысяч человек. Механизм наказания муниципальных органов власти за издание ими актов, противоречащих федеральному и региональному законодательству, также претерпел изменения. Вместо довольно расплывчатой и не очень логичной процедуры, предложенной президентом, думский профильный комитет представил другой.
Суть его такова: муниципальный представительный орган или глава муниципального образования получают предупреждения за допущенные ими нарушения, признанные таковыми судом, но не исправленные. Делают это соответственно законодательное собрание или руководитель субъекта РФ. Если же и после предупреждения меры не приняты, то полномочия и местного парламента, и муниципального главы прекращаются - или по решению региональных властей, или по воле федеральных.
Впрочем, депутаты вчера ужесточили данный законопроект и лишили недавно оскорблявших их губернаторов права снять с работы какого-нибудь строптивого городского мэра, действующего на территории их региона. Теперь это может сделать только президент Российской Федерации. Законодательное же собрание субъекта может распустить муниципальный представительный орган - либо по собственной инициативе, либо по просьбе высшего должностного лица региона, либо - президента РФ.