ПРОГОЛОСОВАВ против утвержденного Госдумой президентского законопроекта о формировании верхней палаты парламента, сенаторы на время затихли. Несмотря на то что резиденции обеих палат Федерального собрания находятся друг от друга в десяти минутах ходьбы, постановление об итогах голосования, подписанное Егором Строевым, в Думу пока не поступило.
Понятно, что хозяева дома на Большой Дмитровке намеренно тянут время, чтобы, как заметил представитель президента в Думе Александр Котенков, "использовать этот срок на всю катушку". Предполагается, что депутаты смогут рассмотреть вопрос о преодолении вето Совета Федерации не ранее 5 июля. За этот сравнительно небольшой срок оппоненты президентского законопроекта попытаются поторговаться с думцами, чтобы достичь "компромисса" в свою пользу. Каждый день промедления играет на руку членам верхней палаты парламента. Если бы постановление поступило в Думу сразу же в день голосования, то губернаторов можно было бы только пожалеть - достаточно вспомнить настрой многих парламентариев, которые высказывали желание преодолеть вето СФ уже в среду. Вполне объяснимо в этом смысле раздражение спикера верхней палаты Егора Строева, который назвал нетерпение думцев "унизительным", "непозволительным" и "противоречащим здравому смыслу". По словам Строева, никто из сенаторов не держится за кресло в Совете Федерации, но никто из них не желает мириться с тем, что Дума абсолютно проигнорировала мнение верхней палаты.
В то же время отказ Совета Федерации создать согласительную комиссию по этому законопроекту можно воспринимать лишь как демонстративный жест - очевидно, сенаторы хотят договариваться, но при этом пытаются сохранить свое лицо. Прежде всего, они до сих пор не утратили надежд провести некоторые важнейшие для них поправки. К примеру, о сохранении неприкосновенности, о возможности "досидеть" в Совете Федерации до конца губернаторского срока и о том, что главы регионов имеют полное право отзывать своих представителей из СФ и без согласия Законодательного собрания. На данном этапе эти поправки можно внести в законопроект только с помощью согласительной комиссии, и, возможно, Государственная Дума ближе к понедельнику сама предложит Совету Федерации ее создать. (По крайней мере, такую точку зрения высказал лидер фракции ОВР в Госдуме Евгений Примаков.) Но произойдет это только в том случае, если депутаты почувствуют, что нужного для преодоления вето количества голосов не набирается. Тогда сенаторы и впрямь одним выстрелом убивают сразу двух зайцев - получают свои поправки и "сохраняют лицо".
Кроме этой цели не исключается и "программа-максимум": создав комиссию, "согласовывать" поправки можно довольно долго. Впереди, как известно, летние парламентские каникулы, а уж там и до осени можно дотянуть, когда во многих регионах начнутся губернаторские выборы. В принципе, это и есть тот самый "мягкий вариант" реформирования верхней палаты, о котором постоянно говорит Егор Строев. Впрочем, глава Совета Федерации не исключает, что президент сам "возможно, отзовет свой закон".
Однако надеждам Строева вряд ли суждено сбыться. То, что Владимир Путин пойдет на попятную, практически исключено. Закон о новых принципах формирования Совета Федерации является краеугольным камнем путинской реформы вертикали власти. Президент уже высказал свое сожаление по поводу того, что две палаты Федерального собрания не смогли найти компромисс, но вину за это он фактически возложил на сенаторов, так как именно они не поддержали идею создания согласительной комиссии. Путин заявил, что считает необходимым продолжить работу над законом, и не исключил возможности постепенной ротации и сохранения преемственности в Совете Федерации, так как опору для укрепления госвласти он по-прежнему видит в руководителях регионов. Дальнейшее развитие событий, выражаясь словами Евгения Примакова, "будет полностью зависеть от того, как поведет себя верхняя палата. Воспримут ли сенаторы слова президента, как некий сигнал к компромиссу? Или они по-прежнему будут занимать явно неконструктивную позицию, фактически самоустранившись от выстраивания властной вертикали в стране?
Если Совет Федерации все же откажется идти навстречу, то Владимир Путин, опираясь на поддержку Думы, подпишет этот закон без всяких намеков на "мягкий вариант". Впрочем, возможно, что и у Кремля возникнут некоторые сложности с преодолением сенаторского вето. О них, в частности, заявил лидер депутатской группы "Регионы России" Олег Морозов. По его мнению, набрать 300 голосов парламентариев не так-то просто, потому что даже в его группе уже не все депутаты согласны голосовать за этот законопроект. "Контрольный пакет голосов находится у левых, - заявил Морозов. - Как они проголосуют, так и будет". Первые консультации Кремля с левыми уже начались - вчера Владимир Путин встретился с лидером аграриев Николаем Харитоновым, и речь шла именно о "государственном строительстве".