ФАКТИЧЕСКИ предельно возможное большинство Государственной Думы поддержало вчера президентский проект Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", представленный нижней палате Борисом Ельциным еще в мае 1997 года. За него проголосовали 395 законодателей, а против - только двое. Все прошедшие три года депутаты предыдущей Думы сначала отказывались голосовать за этот законопроект из-за несогласия с его концепцией, а потом - из-за того, что последняя уже устарела. Документ был так глубоко похоронен в охотнорядских архивах, что, когда новые законодатели в связи с чеченскими событиями стали требовать от Кремля как можно быстрее представить им законопроект о ЧП, они были очень удивлены тем, что им ответили: бумага лежит у вас в столе, так что ее можно рассматривать в любое время.
Впрочем, и после этого законопроект особого ускорения не получил - до тех пор, пока депутаты из фракции СПС Сергей Юшенков, Виктор Похмелкин и Эдуард Воробьев не выступили с законодательной инициативой на ту же тему. Появление альтернативы президентскому закону, причем более свежей и качественно прописанной, подстегнуло администрацию к активным действиям. Думский комитет по госстроительству, возглавляемый Анатолием Лукьяновым, который как раз и являлся главным критиком проекта 1997 года, был соответствующим образом обработан, после чего проволочки прекратились. На вчерашнем дополнительном заседании были представлены оба закона - и внесенный Борисом Ельциным, и сконструированный депутатами из СПС.
Представитель президента на Охотном ряду Александр Котенков в самом начале своего доклада подчеркнул, что предлагаемый им вариант за прошедшее с момента его написания время действительно несколько устарел - но только в деталях, а не с точки зрения концепции. Поэтому г-н Котенков предложил принять его в первом чтении, а затем общими усилиями доработать до приемлемого состояния. При этом президентский полпред похвалил конкурирующий законопроект, сообщив, что в нем имеется много полезных соображений. В свою очередь, один из авторов последнего - Сергей Юшенков после нескольких слов в его защиту снял документ с голосования в пользу законодательной инициативы главы государства.
Довольно вялые дебаты показали, что ни одна из фракций не возражает против положительного решения в первом чтении именно потому, что рассчитывает ко второму привести текст в соответствие со своими взглядами на особенности режима чрезвычайного положения в России. Поэтому нормы, содержащиеся в оригинале законопроекта и вчера как бы одобренные нижней палатой, в принципе никакого значения не имеют. Тем не менее в нем подчеркивается, что ЧП "является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя".
Обстоятельства, которые могут послужить причиной объявления ЧП, относятся к двум различным категориям. В первую попали те, которые имеют "общественное" происхождение, а именно "чрезвычайные ситуации социально-политического и криминогенного характера". Ко второй категории относятся "чрезвычайные ситуации техногенного, экологического и природного характера". Разделение на категории сделано прежде всего для того, чтобы разделить и те меры, и временные ограничения, которые применяются в условиях ЧП. Общий список мер и ограничений таков: введение особого режима въезда и выезда и ограничение передвижения людей, товаров и денежных средств, а также особого порядка торговли и распределения товаров первой необходимости; возможный запрет на проведение митингов и демонстраций, забастовок и стачек; ограничение на передвижение транспорта и досмотр всех транспортных средств.
Но есть и добавления к такому списку. К примеру, для урегулирования социально-политических и криминогенных ситуаций возможны введение комендантского часа и предварительной цензуры в СМИ - с арестами тиража и техники, - а также приостановление деятельности партий и движений, мешающих наведению порядка. Тот же режим ЧП, что вводится для ликвидации последствий техногенных, экологических и природных катаклизмов, может сопровождаться карантинными блокадами и эвакуацией населения, с одной стороны, а с другой - его мобилизацией на необходимые общественные работы.
Чрезвычайное положение на всей территории страны или только на ее части объявляет президент РФ, после чего Совет Федерации не позднее 72 часов обязан либо утвердить указ главы государства, либо отказаться это делать. В последнем случае ЧП через эти самые 72 часа отменяется автоматически. Закон разрешает президенту использование подразделений Вооруженных сил РФ при введении ЧП "в исключительных случаях" и по его специальному указу. Войскам же кроме охранных и режимных мероприятий позволено "разъединять применяющие оружие противоборствующие группировки" и пресекать деятельность незаконных вооруженных формирований.
Кроме того, в законопроекте есть специальная глава, описывающая, какие полномочия появляются у президента после того, как ЧП введено на территории всей страны и утверждено верхней палатой парламента. В этом случае глава государства одновременно становится руководителем всей исполнительной власти, может менять любых начальников сверху донизу - и даже генпрокурора и председателя ЦБ. Президент также может распускать региональные парламенты (к Государственной Думе это не относится) и издавать указы, равные законам, которые должны действовать до окончания ЧП, если, конечно, нижняя палата не отменит их в течение 7 дней. На территории всей страны ЧП вводится не более чем на 30 дней и, таким образом, каждый месяц должно продлеваться через СФ, а на части страны - до 60 дней с возможностью последующего продления по той же схеме.
Надо отметить, что главу о широких полномочиях президента предлагал вчера существенно поменять даже представитель главы государства в Госдуме, а некоторые фракции вообще считают это главным своим делом. Второе чтение президентского законопроекта о чрезвычайном положении намечено на конец сентября - начало октября.