В.И. Попов. Современная дипломатия. Теория и практика. Часть 1. Дипломатия - наука и искусство. М.: Научная книга, 2000, 575 с.
ЭТА КНИГА буквально населена блестящими теоретиками и знатоками дипломатии. Здесь и Ф. Кальер, сочинение которого "Способы ведения переговоров с государями" (1716 г.), к сожалению, все еще не увидело свет на русском языке, Ж. Камбон, Г. Никольсон, Э. Сатоу и многие корифеи современной мировой и отечественной дипломатии. Полезны умело сервированные автором поучительные казусы из дипломатической практики, впечатляют используемые литературные источники (их без преувеличения сотни).
В нашей и зарубежной литературе редко появляются такого формата обобщающие труды, в которых на энциклопедическом уровне освещаются, по существу, все вопросы дипломатии, включая ее историю, содержание и формы, нынешнее состояние и перспективы.
Трудно составить даже простой перечень поставленных автором вопросов: требования, предъявляемые профессией дипломата, его характер и поведение; стратегия, формы и методы дипломатической деятельности (в целом и отдельных, в том числе малых стран), дипломатические документы, беседы и специфический язык, дипломатический корпус, связи с общественностью, СМИ и соотечественниками; женщины-дипломаты и жены дипломатов; дипломатия и бизнес, культура, разведка...
Что представляет собой дипломат, чем он занимается на службе и в свободное время, каковы его образ жизни, склонности и привычки, наконец, здоровье, что немаловажно? Еще Кальер считал, что дипломату необходим незаурядный интеллект. Это было и остается аксиомой. В относящихся к XVIII веку документах российской Коллегии иностранных дел отмечалось, что совершаемые этим ведомством дела "суть наиважнейшие", а посему его служащие должны быть "умными и в делах обученными". Министр иностранных дел А.М. Горчаков, представляя в Государственный совет в январе 1860 г. проект преобразования МИДа, в частности, отметил, что в названное учреждение необходимо "определять людей образованных, умственно развитых и способных... (продолжение этого тезиса звучит весьма актуально - ...обеспеченных содержанием, дающим им возможность безбедного существования, а также обеспеченных в будущем хорошей пенсией..." Вот так!).
Требования к дипломатам всегда были высокими. А сегодня они должны быть адекватны несоизмеримо более серьезным и ответственным задачам в динамичном, постоянно изменяющемся мире.
На возникающие в этой связи вопросы дает ответ емкая заключительная (VII) глава "Новое в современной дипломатии". В ней, в частности, указывается на недостатки и возрастающие трудности дипломатии в наши дни. Автор, скажем, делает вывод о том, что "у российской дипломатии непочатый край проблем, связанных с развитием СНГ".
Среди новых веяний в дипломатии - постоянное расширение функций и зоны действия экономической дипломатии. Ей уделяется все большее внимание, что не в столь отдаленные от нас времена считалось бы нонсенсом. Как представляется, здесь преуспели американцы и их опыт заслуживает изучения. Сегодня в деятельности дипломатических представительств многих стран торгово-экономический и научно-технический аспекты занимают все более важное место. Эта тенденция затронула и российскую дипломатию. Нам надо торопиться, наверстывать упущенное, поставить дипломатию на службу реформам.
Поставив вопрос прямо: "Исчезает ли дипломатия?", автор аргументированно полемизирует с довольно распространенной точкой зрения, будто роль профессиональной дипломатии в осуществлении внешней политики падает (см. с. 459-464). Опираясь на обширный документальный и фактический материал, опыт многих поколений дипломатов, в том числе на собственный на посту посла в Великобритании, предлагая - что примечательно и заслуживает всяческой поддержки - опыт коллег по цеху в форме профессиональных бесед с ними, Попов убедительно доказывает, что дипломатии суждена долгая и нужная мировому сообществу жизнь. Собственно, вся книга подтверждает, что время дипломатии отнюдь не ушло. Мой семилетний опыт на посту посла РФ в Швейцарии и по совместительству в Лихтенштейне ни на секунду не позволяет усомниться в непреходящем значении этой повседневной, малозаметной на первый взгляд текущей работы посольства, за качество и своевременность выполнения которой Центр сурово спрашивает. В самом деле, подготовка и проведение неоднократных визитов в названые страны главы правительства, министра иностранных дел, парламентских и других официальных делегаций, представление конкретных предложений и проектов документов были бы немыслимы без объемного и предметного вклада посольства, а также работающих в тандеме с ним различных учреждений и организаций РФ в стране пребывания.
Если дипломатии суждено будущее, то логично всемерно содействовать ей, например, путем обобщения на систематической основе национального и международного опыта. Будучи в Швейцарии, я однажды поделился с коллегами идеей образования своего рода клуба советских/российских и швейцарских послов, работавших в разные годы соответственно в Берне и Москве, на предмет проведения встреч и других мероприятий, издания документов и мемуаров. И таких идей немало и по другим странам и направлениям. Отнюдь не в стороне от поддержки конструктивной мирной дипломатии находятся и СМИ. Например, положительный отклик нашло введение в "Независимой газете" солидно и вдумчиво подготавливаемого приложения "Дипломатический курьер".
Есть ли в книге недостатки, которые можно устранить в последующих изданиях? Да, есть, как, впрочем, в любом подобного масштаба издании. Например, стоило бы продолжить основательный разговор о теоретических основах современной дипломатии. На мой взгляд, вряд ли отвечает нынешнему динамичному веку тезис, что значительную часть времени дипломат проводит за письменным столом. В смысле анализа, обобщения прочитанного, услышанного и увиденного - да, но согласитесь: чтобы собрать огромный фактический материал, получить личные впечатления, безусловно, необходимо значительную часть времени проводить "на колесах" и в беседах, ну а размышлять в позе скульптурного персонажа Огюста Родена предпочтительно... по вечерам и в выходные дни. Конечно, звучит кощунственно, но, как говорят в дипломатической среде: "У нас восьмичасовой рабочий день - с 8 утра до 8 вечера". А то и за полночь. Такова профессия.
Кстати, она требует хорошего здоровья, разумного сочетания работы и отдыха, нравственной и физической закалки, крепких нервов, выносливости. Вспоминаю один эпизод из собственной практики. В 1980 г., когда я работал советником посольства СССР в Вене, отмечалось 25-летие подписания Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии с участием министров иностранных дел великих держав. СССР представлял Андрей Громыко, который до позднего вечера был на ногах, проводил бесконечные беседы и переговоры с коллегами и австрийскими деятелями. Была уже почти полночь, когда советского министра покинул последний посетитель, как показалось, усталый и бледный. Вскоре из кабинета вышел Громыко, жизнерадостный, полный энергии и, окинув взором присутствующих сотрудников, в свойственном ему суровом деловом тоне спросил: "Ну, с кем еще надо побеседовать?"
Студенты и специалисты, ученые и журналисты, все интересующиеся международными отношениями, внешней политикой и дипломатией ожидают скорейшего выхода в свет остальных двух томов этого серьезного, полезного и интересного издания, к тому же снабженного библиографией, глоссарием дипломатических, консульских, юридических и экономических терминов, указателем имен, одним словом, соответствующего лучшим традициям нашей научной литературы.