Договор действует строго на основе и в рамках Конституции Российской Федерации и Федеративного договора. Договор и являющиеся его неотъемлемой частью Соглашения предусматривают разграничения предметов ведения органов государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в соответствии с общими принципами организации системы органов государственной власти, устанавливаемыми федеральными законами.
Первостепенным является положение об обеспечении соответствия Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) Конституции Российской Федерации и федеральным законам, в том числе с использованием согласительных процедур. Исходя из взаимного интереса и необходимости межрегиональной координации, включая регулирование федеральными правовыми актами, учитывая географические, экономические, национальные и иные особенности Республики Саха (Якутия), были конкретизированы предметы совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Для реализации положений Договора в соответствии со статьей 6 и в целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации, было заключено за подписями председателя правительства Российской Федерации и председателя правительства Республики Саха (Якутия) пятнадцать Соглашений по отдельным предметам совместного ведения. Во всех этих Соглашениях в специальных статьях оговорено, что Соглашение "заключается сроком на пять лет и автоматически продляется на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит путем письменного уведомления другой стороне за шесть месяцев до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить действие настоящего Соглашения".
Будучи председателем правительства Российской Федерации, В.Путин своим распоряжением от 19.10.99 заблаговременно утвердил правительственную комиссию под руководством первого заместителя председателя правительства Российской Федерации по вопросам реализации Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) от 29 июня 1995 года, а также по пролонгации Соглашений между правительством Российской Федерации и правительством Республики Саха (Якутия) о разграничении полномочий по отдельным предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Данная комиссия провела значительную организаторскую работу. Под ее началом заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в октябре-декабре 1999 г. выработаны согласованные предложения по пролонгации 14 (четырнадцати) из 15 (пятнадцати) Соглашений, заключенных между правительством Российской Федерации и правительством Республики Саха (Якутия) в 1995 году, подписаны соответствующие протоколы.
При этом речь не идет о внесении изменений и дополнений в тексты Соглашений содержательного характера, внесение которых регламентируется новым Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года.
В согласованных с федеральными министерствами и ведомствами протоколах достигнуто общее решение о приведении отдельных формулировок Соглашений в соответствие с принятыми после 1995 года федеральными законами. Действующие Договор и Соглашения не противоречат, а наоборот, вписываются в положение пункта 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации.
Республика Саха (Якутия) старается применять цивилизованный механизм в укреплении конституционной модели федеративных отношений и реализации договорного права субъектов Российской Федерации. От благотворного влияния Договора и Соглашений по разграничению полномочий по отдельным предметам совместного ведения республики с федеральным Центром выигрывают не только коренные народы Крайнего Севера, но и представители всех других народов, населяющих республику. Большинство многонационального народа Республики Саха (Якутия), кстати, является русскоязычным.
И тщетно пытаются некоторые "доброхоты" искать сепаратистские тенденции в нашей республике.
Споры и разногласия по осуществлению полномочий по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и государственной власти Республики Саха (Якутия) могут иметь место. Договор предусматривает разрешение подобных случаев цивилизованным путем - путем использования согласительных процедур. В случае недостижения согласованного решения споры разрешаются в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Но такого явления на практике не было. По одному из 15 Соглашений федеральное министерство высказало предложение не продлевать его в прежнем виде. Однако вместо Соглашения "О разграничении полномочий в области бюджетных отношений" проработано новое Соглашение "О мерах по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Республики Саха (Якутия)", которое подписано со стороны правительства Якутии.
Совершенствование федеративных отношений, без сомнения, способствует укреплению российской государственности, урегулированию различных сторон национальной политики. В этих вопросах ни унитаристский, ни силовой подходы не принесут положительных результатов, не помогут сохранению единства и целостности Российской Федерации. Дальнейшее развитие конституционно-договорных отношений между федеральным Центром и регионами полностью соответствует требованиям Основного закона страны.
Мы признательны руководителям федеральных структур власти, которые конструктивно и с соучастием воспринимают проблемы далекой северной республики. Без практической помощи федеральных структур невозможно было бы осуществлять государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, определять правовой статус северных и арктических территорий, обеспечивать досрочный завоз топлива, продовольствия, создавать необходимый сезонный и межнавигационный их запас. Именно в оперативном решении прежде всего подобных жизнеобеспечивающих вопросов на деле проявляется действие существующих Соглашений. Хорошей практикой становится проведение совместных заседаний правительства Республики Саха (Якутия) с коллегиями федеральных министерств по обсуждению предметов совместного ведения. Буквально на днях в Якутске и других населенных пунктах республики побывала коллегия Министерства образования Российской Федерации во главе с министром В.Филипповым.
Ровно пять лет минуло со дня подписания в Кремле руководителями Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Договора и Соглашений между правительством Российской Федерации и правительством Республики Саха (Якутия) о разграничении полномочий по отдельным предметам совместного ведения. Никаких письменных уведомлений о прекращении действия Соглашений нет. Иного подхода мы и не ждали.
Реальные возможности для совершенствования конституционно-договорных отношений субъекта с федеральным Центром дает новый пятилетний период в начале тысячелетия. Мы и впредь будем твердо следовать по этому пути развития.