ПУТИНСКАЯ реформа федеральной власти еще, по сути дела, и не началась, но уже сегодня можно подсчитать ее реальные дивиденды. Пока все складывается в пользу Кремля, хотя это может и не означать, что в пользу России.
Первое, что удалось сделать президенту, - почти поссорить две палаты парламента. Хотел он этого или не хотел, но так уж получилось. На данном этапе радикального переустройства вертикали власти главной опорой Владимира Путина стала Госдума, одобрившая подавляющим числом голосов первый президентский законопроект о новом порядке формирования Совета Федерации. Депутаты не вняли раздраженному голосу спикера СФ Егора Строева, который призывал их "не торопиться" и не "потрясать народ". И уж тем более обидно для депутатов прозвучали его слова о том, что у Госдумы "власти никакой нет", а стоит только убрать верхнюю палату, думцы вообще становятся "нелегитимными".
Строев, вопреки своей обычной осторожности, наговорил много лишнего. В частности, он заявил, что надо определить полномочия президента и "дать ему право укреплять целостность единого государства", учитывая при этом, что Россия - многонациональная страна. Но полномочия главы государства и так уже давно определены. Стоит только заглянуть в Конституцию. А президент - ее гарант. Именно президент принимает меры по охране суверенитета страны, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. И приведение местных законодательных актов в соответствие с федеральными законами - мера не только вынужденная, но и одобренная всеми главами регионов. Довольно странными, на первый взгляд, выглядят и слова Строева о том, что надо "разобраться, какова роль правительства в системе власти". По его словам, надо не менять правительство каждый год, а "выработать экономическую политику, согласованную со всем обществом, со всеми политическими партиями". Казалось бы, ну при чем тут правительство, если речь идет о Совете Федерации? Однако после призыва спикера СФ договорившиеся уже с Путиным коммунисты вдруг закапризничали и заявили о том, что не станут голосовать за президентский закон. И пока все ломали головы, с чего бы это лидер фракции аграриев Николай Харитонов озвучил сам предмет торга коммунистов с властью, назвав это "компромиссом": "Формирование правительства должно происходить в соответствии с парламентскими выборами". По сути, это и есть "согласование со всеми политическими партиями". Ну разве не удивительно такое совпадение взглядов главы Совета Федерации и представителя думской оппозиции? Так что, несмотря на то что думское большинство все же одобрило путинский вариант реформирования верхней палаты, точку в этом вопросе еще ставить рано.
Заместитель Строева Владимир Платонов, сорвавший голос в Думе, но так ничего от депутатов и не добившийся, предупреждает нижнюю палату, что Совет Федерации наложит вето или обратится к согласительным процедурам. Потому что депутаты не учли поправки сенаторов. В частности, право губернаторов отзывать из СФ своих назначенцев, право региональных лидеров доработать в верхней палате до истечения своих полномочий на местах и, конечно же, право на неприкосновенность. Сенаторы, которые всегда относились к думцам как к "младшим братьям", сегодня не только пытаются организовать с ними некий закулисный торг, но и припугнуть: "А вы знаете, что Путин скоро возьмется и за вас? Вы знаете, что он хочет изменить порядок выборов в Думу, резко сократив партийную квоту, а то и вовсе избирать по мажоритарной системе?" И хотя Дума может отказаться от согласительных процедур и спокойно преодолеть сенаторское вето, многие депутаты заколебались. Владимир Лысенко, например, вспомнил о "системе сдержек и противовесов", которая может сломаться при новой схеме формирования Совета Федерации. Владимир Рыжков вообще назвал это "попыткой федеральной контрреволюции". А Владимир Жириновский, как обычно, применил гротеск: "Надо вообще отменить выборы. Впереди нас ждут страшные времена". Впрочем, вряд ли в обозримом будущем принципы формирования нижней палаты парламента будут изменены в пользу увеличения квоты избираемых по мажоритарной системе депутатов. Кремлю технически гораздо проще договариваться с лидерами фракций определенной партпринадлежности или состоящих из представителей того или иного общественного движения.
На фоне нарастающего страха всех законодателей перед неизвестностью и вполне понятных сомнений выделяются два суждения - депутата Госдумы Бориса Надеждина и губернатора Дмитрия Аяцкова. Надеждин полагает, что будущее Совета Федерации зависит от того, кто конкретно придет в верхнюю палату. Если это будут губернаторские замы, то СФ останется прежним. А если это будут крупные региональные политики из числа тех, кто уже сегодня метит на место губернатора, то СФ станет для них своеобразным трамплином. (Думается, что и то и другое не так уж плохо. По крайней мере, появляется реальный шанс на ротацию региональной власти. Ведь не секрет, что некоторые губернаторы, учитывая их советское номенклатурное прошлое, давно перекрыли все возможные сроки правления.) По мнению Аяцкова, главным тормозом при прохождении президентского закона в СФ может стать решение Конституционного суда, который в свое время признал, что тот закон, по которому сегодня формируется верхняя палата парламента - из глав администраций и председателей законодательных собраний, - является конституционным. По всей вероятности, именно это обстоятельство и станет основной причиной серьезного спора между ветвями власти. Впрочем, когда президентские законопроекты еще только разрабатывались в недрах кремлевской администрации, документы отправляли на экспертизу в Конституционный суд. И раз их все-таки представили на суд Федерального собрания, видимо, они не вызвали нареканий в этом органе.