0
643
Газета Политика Интернет-версия

28.06.2000 00:00:00

"У политика должен быть внутренний тормоз"

Тэги: Собянин, закон, Дума, СФ


Сергей Собянин.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

-СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ, насколько было необходимо, по-вашему, инициировать три законопроекта, связанных с реформой Федерации?

- Эти законопроекты возникли и существуют не сами по себе, они являются продолжением общей идеологии, которая выстраивается президентом. Президент видит систему управления страной несколько иначе. Раньше она была четко разделена на три ступени: президентское правление на уровне Федерации, губернаторская - на уровне регионов и местное самоуправление. Все эти три звена не были связаны между собой с точки зрения возможности административного вмешательства. Это была не вертикаль, а разрозненные звенья цепи. Можно управлять с помощью законов, когда каждый знает свои обязанности и четко их выполняет, но для этого нужна достаточно длинная история, менталитет, традиции. Путин пытается выстроить, собрать эту вертикаль, чтобы иметь влияние на губернаторов, а губернаторы имели бы влияние на органы местного самоуправления. Ведь нельзя говорить о выстроенной вертикали власти, пока губернаторы как члены Совета Федерации, имеющие по Конституции полную неприкосновенность, являются политиками федерального уровня. То же можно сказать и о местном самоуправлении: оно сегодня оторвано от государства, поэтому Путин и предлагает, не ломая эту структуру, изменить объем полномочий местного самоуправления.

При этом основная идеология законопроектов - это передача государству того объема полномочий, который им и должен обеспечиваться. Если государство по Конституции обязано гарантировать стандарты в образовании и здравоохранении - это должно выполняться. А сегодня и средним образованием, и здравоохранением занимается местное самоуправление, которое фактически находится вне рамок государства. К тому же в законопроектах предполагается возможность в случае невыполнения законов либо губернаторами, либо главами органов местного самоуправления отстранения их от должности - механизм такого отстранения существует практически во всех странах, в разной интерпретации в зависимости от специфики той или иной страны. Все эти три закона - они абсолютно не случайны, не разорваны, они предполагают единую систему построения власти в стране и управляемости этой цепочки.

- Как бы вы оценили поправки, внесенные в Закон "О порядке формирования Совета Федерации"?

- То, что сделали думцы с Законом "О порядке формирования Совета Федерации", значительно ухудшает законопроект. Главная ошибка - исключение института отзыва членов Совета Федерации, что лишает региональную власть механизма влияния на своего представителя в верхней палате парламента. Президент ничего такого не предлагал. А Дума сделала представителей в Совете Федерации самодостаточными политиками. По своей сути они ничем не будут отличаться от депутатов Госдумы, и может встать вопрос о том, зачем нужна такая верхняя палата.

- Нынешний вариант президентского законопроекта, принятый в пятницу Думой, на первый взгляд, предоставляет больше полномочий региональной представительной власти, а не исполнительной, так ли это?

- Я не вижу никакого выигрыша. Этот выигрыш был бы, если бы сохранилась возможность отзыва представителей в Совете Федерации. Тогда у представителей депутатского корпуса, у законодателей была бы возможность не только назначать, но и освобождать членов Совета Федерации. А существование определенного порядка назначения при невозможности отозвать то или иное лицо из Совета Федерации превращает эти полномочия в мифические.

- Что вы думаете об идее формирования Госсовета и его статусе с точки зрения норм Конституции?

- С правовой точки зрения сегодня Госсовет может существовать как некая общественная организация, не наделенная государственными функциями, потому что существования такого органа не предполагает нынешняя Конституция. Есть другой вариант - это появление специального закона о Госсовете либо внесение тех или иных изменений в текст Конституции, чтобы у Госсовета могли появиться государственные полномочия. Если Госсовет нужен (а я считаю, что он нужен), то рано или поздно будут вносить соответствующие поправки в Конституцию, наделяющие членов совета определенными полномочиями. Вообще встречи губернаторов с президентом только во время праздников или от случая к случаю - это абсолютно неправильно. Должна быть система общения руководителей регионов - они не последние люди в этой стране - с руководителем страны. Я плохо себе представляю ситуацию, когда губернатор только по праздникам встречался бы с руководителями органов местного самоуправления, с главами городов и районов.

- Считаете ли вы необходимым введение отдельным законом статуса неприкосновенности глав субъектов РФ?

- Какая-то степень защищенности обязательно должна быть, потому что руководителей регионов выбирают миллионы, а если нет никакой степени защиты, то сам институт выборности теряет смысл.

Но при выстраивании вертикали власти нельзя, чтобы нижестоящие были полностью защищены от вышестоящего руководителя законом настолько, что к ним невозможно подступиться. Президент пообещал, что после прохождения законопроектов он готов своим указом узаконить Госсовет и внести в Госдуму соответствующую формулу создания юридической защищенности губернаторов. В сегодняшних поправках к Закону "Об общих принципах организации власти" есть некая степень защищенности, но она недостаточная. Я думаю, что ее нужно прописать подробнее.

- Как вы оцениваете перспективы принятия в Совете Федерации на сегодняшнем заседании закона о порядке формирования верхней палаты парламента?

- Мне сложно говорить в целом за Совет Федерации. Я могу сказать свое мнение. Всенародно избранный президент вносит новую концепцию формирования верхней палаты, причем президент разговаривал практически с каждым сенатором, объясняя свою позицию, и просил, и предлагал вместе пройти этот трудный путь на благо России. Госдума квалифицированным большинством поддерживает президента, причем поддерживают практически все фракции. Исключением стала КПРФ, да и та поддерживает не Совет Федерации, а иную идеологию выборов в Совет Федерации. Таким образом, ту идеологию, которую проповедует Совет Федерации и в поправках, и в предложениях, не поддерживает вообще никто. И вот в этой ситуации идти на конфликт? Блокировать этот закон, мне кажется, не стоит. Тем более что объективной возможности у Совета Федерации повлиять на ситуацию сейчас не существует, и вето Совета Федерации будет преодолено. Создавать согласительную комиссию тоже нет практически никакого смысла, потому что те предложения, которые были высказаны членами верхней палаты, обсуждались и на "круглом столе", и в комитетах Госдумы. О чем еще говорить, с чем еще не соглашаться? Над всеми "i" расставлены точки.

- Не кажется ли вам, что реформу Федерального собрания, которая так или иначе потребует введения поправок в Конституцию, не следует ограничивать только верхней палатой?

- Теоретически это возможно. Некоторые нынешние депутаты от СПС проводили опросы и собирали подписи среди населения, заявляя, что как только они доберутся до депутатских кресел, то неприкосновенность парламентариев исчезнет. Что касается выборов в нижнюю палату по партийным спискам, то об этом речь ведется давным-давно. Для этого даже менять Конституцию не надо, нужно лишь изменить закон о формировании Госдумы. Но это вряд ли пока возможно. Если Госдума с удовольствием реформирует Совет Федерации, нет никаких гарантий, что она с таким же удовольствием займется собственным реформированием.

- Как вы думаете, следует ли расширять полномочия Госдумы за счет конституционных полномочий Совета Федерации?

- Главное, чтобы сохранялся политический баланс. Любое усиление одной из ветвей власти означает нарушение этого баланса. Если Госдума усиливает свои позиции в данный момент, то она будет продолжать это делать. А с каждым шагом ее возможности становятся больше. Этот процесс очень соблазнителен, но всегда надо помнить о 1993 годе. Процесс наращивания полномочий не должен быть бесконечным. У любого политика должен быть внутренний тормоз.

- Другой президентский законопроект реформирует систему местного самоуправления. В качестве отрицательного примера часто называют Владивосток (единственный административный центр субъекта Федерации, где с осени 1993 года, после упразднения Совета народных депутатов, до сих пор не сформирован представительный орган местного самоуправления). Какова ваша принципиальная позициям по этому вопросу?

- Есть и еще примеры: в Башкирии, Татарии - там назначают глав городов и районов. Проблема здесь - в отсутствии влияния государственной власти на эту ситуацию. Механизмы есть, но они настолько несовершенны, что там зарождается естественный конфликт. А во Владивостоке как раз пытаются соблюсти федеральное законодательство, избрать легитимного главу местного самоуправления по федеральным законам. Правда, не очень-то получается. Но это уже парадоксы, связанные с самими избирателями. Это проблемы политического правосознания населения. На уровне города они должны избирать не политика, а хозяйственника, завхоза по городу. Местное самоуправление - это та структура, которая предназначена для решения самых повседневных, бытовых проблем. А если у людей тяга избрать некоего трибуна, защитника прав и свобод, то здесь, конечно, возникает политический конфликт. Игры в политику на этом уровне чреваты проблемами не столько для государства, сколько для населения. Поэтому Путин, внося законопроект, как раз и хотел упростить эту ситуацию взаимного влияния, чтобы уйти от этих тупиковых конфликтов, когда ситуация требует государственного вмешательства, а основы для этого в действующем законе нет.

- В вашем округе есть законодательные акты, противоречащие федеральному законодательству?

- Я думаю, что в любом субъекте есть такие акты, потому что законодательство не стоит на месте. После публикации нового федерального акта нужно вносить соответствующие поправки в региональное законодательство. Вопрос не столько в том, есть ли какие-то шероховатости в законодательстве, а насколько сознательно они сделаны с точки зрения разрушения единого экономического и правового пространства. Есть такие нарушения, которые нужно исправлять. А есть какие-то шероховатости технико-юридического характера, именно на них указывает большая часть заключений Минюста. Я думаю, что такие несоответствия можно спокойно исправлять без всякой спешки и без всякого ажиотажа, поскольку они не влияют ни на экономическую, ни на политическую ситуацию. Это вопрос, скорее всего, технический. В своем регионе мы создавали специальную комиссию. По соглашению с Минюстом выверяли собственное законодательство на предмет нарушения Конституции и самостоятельно провели все изменения в законах, чтобы они соответствовали федеральному законодательству. А все проекты своих нормативных актов мы отправляем на экспертизу в Минюст.

- Существует мнение, что руководители представительной власти находятся под жестким контролем со стороны губернаторов. Испытываете ли вы давление со стороны своего губернатора Александра Филипенко?

- Нет, у нас партнерские отношения и не было ни одного конфликта. Мы живем на Крайнем Севере, климат там суровый и обстановка сплачивает.

- Срок ваших полномочий истекает в октябре 2000 года. Вступили ли вы уже в предвыборную гонку?

- Поживем - увидим. А потом, по нашим меркам, предвыборная кампания начинается на следующий день после выборов.

- Вы входили в состав инициативной группы по выдвижению Владимира Путина в президенты. Изменилось ли с тех пор ваше мнение о нем?

- Нет, своего отношения к Путину я не изменил. Не вижу для этого причин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
506
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2224
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1457
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1087

Другие новости