В БЛИЖАЙШИЕ дни правительство наконец рассмотрит стратегию развития России до 2010 года и на ближайшую перспективу, подготовленные в Центре стратегических разработок Германа Грефа. И если предлагаемые варианты экономической и социальной модернизации жизни уже довольно подробно обсуждались и анализировались, то административная реформа по-прежнему остается плодом политических и медийных спекуляций.
Между тем без серьезной реорганизации государственного аппарата, который по определению играет роль основного инструмента социально-экономических преобразований, реформы проводить невозможно. Об этом шла речь на вчерашней пресс-конференции в Высшей школе экономики, где авторы административной реформы - экономисты и правоведы Ярослав Кузьминов, Александр Маслов, Алексей Глаголев, Евгений Кульков, Гарри Минх, Лев Якобсон и Андрей Яковлев знакомили журналистов с предполагаемым сценарием перестройки государственного аппарата и системы управления. Как полагают разработчики, существенные изменения в административной сфере будут введены уже в нынешнем году, поскольку они имеют достаточную бюджетную обеспеченность.
Программа модернизации госаппарата коснется не только министерств и ведомств, но и каждого конкретного чиновника. Этому будет способствовать переход на программно-целевой метод финансирования государственной администрации с четкой регламентацией их полномочий и жестким контролем за эффективностью их работы. Контрольные функции "внутри государства", по мнению авторов программы, должны быть сосредоточены в Счетной палате, а ее работа кардинально пересмотрена. В частности, костяк ведомства Сергея Степашина составят квалифицированные аудиторы, юристы и экономисты, а основное место в ее структуре займут аналитические управления. Параллельно с этим предлагается резко повысить конкурентоспособность государства на рынке труда через повышение зарплаты госчиновникам. Известно, что сегодня госслужащий получает в 10-12 раз меньше, чем платят в коммерческих структурах. Изменить эту ситуацию, по мнению разработчиков реформы, можно только за счет создания механизма легального материального стимулирования для менеджерского звена в госаппарате. По расчетам специалистов, для эффективного повышения денежного содержания 35 тысяч ответственных работников госаппарата - всех, кто принимает решения, - необходимо заложить в бюджете 2001 года дополнительно около 10-12 миллиардов рублей. Как заявляют экономисты, это не такая уж большая сумма для проведения полноценной модернизации. Тем более что в следующем году в федеральных структурах госаппарата 5-7 тысяч специалистов будут сокращены, а на место старых кадров, которые сегодня нередко саботируют реформы, придут молодые и энергичные специалисты.