Одного Ястржембского для осуществления информационной политики государства Путину, видимо, мало. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
СПЛАНИРОВАННЫЕ и тщательно проработанные экспромты Владимира Путина хорошо известны. Новости, которые тянут на сенсацию или обещают стать таковыми впоследствии, экс-премьер, а ныне президент предпочитает подавать в виде неожиданно возникшей в ходе того или иного выступления мысли или же случайной проговорки.
Достаточно вспомнить, как, будучи еще премьером, Владимир Путин, говоря о Чечне, как бы невзначай заметил, что семья Масхадова находится на российской территории под охраной ФСБ. Что мгновенно, правда, не без неуклюжей помощи премьерского пресс-секретаря, тут же стало сенсацией. Тогда о переговорах с руководителями бандформирований, в число которых попадал Масхадов, не было и речи. А выяснившиеся "обстоятельства жизни" масхадовской семьи впервые давали основания утверждать, что Москва контактов с боевиками все-таки не гнушается.
Другой характерный пример путинских экспромтов - Центр стратегических разработок. Находясь в Хабаровске и делая доклад на совещании по проблемам энергетики, Владимир Путин, оторвавшись от бумажного текста, вскользь заявил, что неплохо было бы создать некую структуру, например, общенациональный центр, который взял бы на себя разработку стратегии развития экономики на ближайшее десятилетие. Меньше чем через месяц появилась такая структура - под руководством Германа Грефа. Естественно, что, когда Путин о ней говорил, работа по ее созданию шла уже вовсю.
Новая импровизация Путина была озвучена на заседании Совбеза, который в минувшую пятницу одобрил доктрину информационной безопасности России. Президент, который и являлся инициатором принятия этого документа, посчитал, что россиянам не хватает информации о внутренней и внешней политике властей. Секретарь Совбеза Сергей Иванов и глава МИДа Игорь Иванов объяснили слова президента следующим образом: по причине недостаточной информированности общества о намерениях власти решено в скором времени создать соответствующий государственный механизм, который помогал бы разъяснять действия российского руководства.
Такую структуру, своего рода Росинформцентр, уже пытались создать во времена "самого либерального" премьера Сергея Кириенко. По некоторым данным, эту идею активно лоббировал первый зампред ВГТРК Михаил Лесин. Кириенко даже подписал соответствующие документы. Однако Борис Ельцин, посчитавший, что распоряжения премьера вполне достаточно, не стал ставить свою подпись. Когда же дело дошло до финансового обеспечения этой структуры, Минфин нашел способы "увильнуть" от этого, ссылаясь в том числе на отсутствие письменного одобрения президента.
Те, кто сегодня имеет отношение к государственному пиару, а состав их мало поменялся за эти годы, уверяют, что идея создания новой информационной структуры чисто автоматически перешла из старого проекта доктрины национальной безопасности в принятый в минувшую пятницу. Однако объяснение госпиара: из выступления Путина просто забыли вычеркнуть этот пассаж, не кажется правдоподобным. И склонность президента к хорошо подготовленным экспромтам - не самый главный показатель в этом деле.
Несколько крупных проколов государственного пиара, пришедшихся приблизительно на одно и то же время, видимо, заставили власти задуматься, как "правильнее" информировать общество о своих начинаниях. Взять, к примеру, программу экономического развития Германа Грефа. Практически каждый заинтересованный чиновник высказывался по поводу многостраничного труда руководителя центра. В итоге дело дошло до абсурда. Из слов одного только премьера Касьянова одновременно следовало, что "программу он не читал", что "многое его в программе не устраивает", что "в программе его устраивает практически все". Другой информпрокол властей - пиар-обеспечение кампании вокруг руководителя "Медиа-МОСТа" Владимира Гусинского. Чего только стоят пресловутые пассажи президента - о невозможности связаться с генпрокурором, представителя МВД - о сокамерниках Гусинского: интеллигентной компании из числа фальшивомонетчика и "экономического преступника", а также отказ генпрокурора Владимира Устинова хоть как-то откомментировать действия своего ведомства.
Однако если причины, дающие властям основание считать необходимым создание такой структуры, лежат на поверхности, последствия организации чего-то подобного Росинформцентру слишком неоднозначны. Особенно на фоне гуляющих по Москве разговоров о том, что уже готовы списки газет, которые после внесения ограничительных поправок в Закон о печати не пройдут перерегистрации. В их число, к слову, попадают не только СМИ, относящиеся к медиахолдингу Гусинского.
Конечно, многое будет зависеть от того, какими функциями наделят новую структуру и кто ее возглавит. Если ее деятельность будет выстроена так же, как и деятельность аппарата советника президента по информобеспечению чеченской кампании Сергея Ястржембского, вряд ли стоит ожидать серьезных подвижек в государственном пиаре. Каждодневные пресс-конференции Ястржембского, которые исправно дают на ленты информагентства и время от времени транслирует телевидение (но при этом, как правило, избегает показывать зал ввиду малого числа слушателей), идущие в унисон с Ястржембским заявления генерала Манилова тем не менее не находят желаемого с точки зрения государства отражения в прессе. Даже в условиях войны, создающих определенные сложности для работы журналистов, картину событий выстраивает отнюдь не аппарат Ястржембского.
Если же по горячим следам власть, изменив название, решит возродить такие советские организации, как ТАСС или АПН, "разъяснительной работой" происходящих в государстве реформ дело не ограничится - это уже тянет на создание идеологии. На самом деле контролировать выход информации из отдельно взятого ведомства, будь то Кремль или Белый дом, не так уж сложно. Во времена премьерства Евгения Примакова многие чиновники с Краснопресненской набережной откровенно признавались, что боятся говорить на ту или иную тему. Хотя вроде бы никаких санкций по отношению к разговорчивым белодомовцам не применялось. Просто была негласная установка, как на знаменитом плакате советских времен: "Не болтай!" И новая структура вполне может стать хорошим ориентиром для чиновников - как и о чем им следует говорить, а о чем лучше бы и помолчать.
Общая позиция власти, которую и будет озвучивать новая структура, видимо, по задумке авторов идеи должна продемонстрировать наличие как таковой согласованной государственной политики. Однако неизвестно, насколько далеко власть зайдет в желании, чтобы происходящие в стране события отражались единодушно. А главное, что механизмов борьбы с этим желанием не существует.